Серьёзный вопрос. Чтобы на него ответить, придётся разобраться в матчасти. И из этого уже выведем ответ.

Форма текста влияет на то, как его читают. Абзац и перечень читают по‑разному.

Когда читатель видит перед собой абзац, форма абзаца сообщает ему три мысли об этом тексте:

Этот абзац нужно читать с начала до конца в той последовательности, в которой он написан. Начать с конца или с середины нельзя.

Предложения внутри этого абзаца связаны между собой либо последовательно, либо иерархически. Сначала что‑то главное, потом — второстепенное.

Главная мысль или тема абзаца, по идее, должна быть в начале. Значит, если начало абзаца тебе не интересно, то и весь абзац, скорее всего, будет неинтересен, И наоборот: интересное начало абзаца значит интересный абзац.

В абзаце следует рассказывать логически связанные, последовательные истории, в которых есть важное и второстепенное. Например, в тексте о компании рассказывать о своей работе, полезном действии и миссии следует в абзаце, потому что эти мысли связаны между собой иерархически:

Мы — журнал о личных финансах. Помогаем жителям России лучше распоряжаться деньгами и имуществом. Мы хотим, чтобы каждый наш читатель стал квалифицированным частным инвестором и мог обеспечивать себя за счёт инвестиционного дохода.

Абзац настраивает на последовательное вдумчивое чтение. В этом абзаце невозможно ничего выхватить. Форма абзаца как бы намекает: «Читай меня полностью, раз уж пришёл». Абзац — это инструмент для подробного вдумчивого чтения.

Допустим, перед читателем текст из абзацев:

Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации:

Перечень своей формой сообщает читателю другие мысли:

Перечень можно читать в любом порядке, потому что каждый элемент независимый. Можно прочитать начало каждого элемента и, если он неинтересный, перейти к следующему.

Элементы перечня одинаково важные. Между ними нет причинно‑следственных или иерархических связей.

Тема перечня задана в обобщающем предложении или в подзаголовке. Все элементы перечня — развитие этой темы.

В перечне можно перечислять однородные сущности: услуги, этапы работ, пункты технического задания, документы на подачу визы. По перечню удобно искать и сверяться. Например, в случае с текстом о журнале в перечне можно рассказать об основных темах, которые нам интересны. Каждая тема равноценна. Мы как бы предлагаем читателю выбор:

Доходы. Как получать больше, создавать дополнительные источники дохода и расти в профессии.

Инвестиции. Куда и как вкладывать, чтобы сбережения приносили пользу.

Расходы. Как перестать тратить деньги на ерунду.

Перечень подсказывает читателю, что перед ним нечто упорядоченное, равноценное, нарезанное на аккуратные фрагменты, из которых нужно выбрать.

Допустим, перед читателем один перечень:

Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации:

Перечень по сравнению с абзацем кажется более простым и упорядоченным, а потому — более привлекательным при диагональном чтении. Если поставить перечень в текст, он привлечет к себе больше внимания, чем абзац:

Однако если перечней на одном экране два или три, то получается обратный эффект. Теперь простого слишком много, читателю приходится принимать слишком много решений. И тут выбрать, и там выбрать, везде сплошной выбор:

Я предпочитаю в любом тексте совмещать подачу абзацами и перечнем, чтобы читателю было легко принять решение и найти нужное. В вашем случае важно понять, что именно вы упаковываете в перечни и как так вышло, что у вас весь текст состоит из них. Если у вас в тексте всё однородное и одинаковое, то это плохо: это не текст, а просто набор фактов, который трудно считывать подряд. Если же вы ставите в перечень логически связанные элементы, то вы неправильно пользуетесь перечнем.

Подробнее о перечнях поговорим в следующем совете.

Текст, редактура и информационный стильФормат: текст
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы