Анатомия знаков в шрифте
Гречица, цифры и пунктуация
Анатомия знаков в шрифте
Гречица, цифры и пунктуация
В прошлом совете я рассказывала о характерных кириллических знаках. В этом совете я расскажу о знаках, строение которых отличается от латинских или кириллических.
Шрифт — система дружащих друг с другом глифов. У глифов в одном шрифте должна быть одна логика инструмента, но сами глифы могут рисоваться по‑разному.
Я упоминала о таком примере. Греческий алфавит гораздо старше латинского и кириллического и сначала он диктовал развитие других письменностей, например, латиницы. Однако в эпоху Возрождения уже греческие символы формировались итальянскими, французкими и немецкими типографами. Этим можно объяснить идентичный или похожий на латиницу рисунок прописных знаков, он сохранился и до наших дней:
Cтрочные знаки в гречице развивались иначе, но история европейской типографики оставила свой след и на них. Поэтому обычно гречица выделяется иным методом написания знаков:
В качественных шрифтах строчная гречица не заимствует рисунок латиницы, но сохраняет с ней связь:
В самой латинице есть символы, непохожие по построению на остальные. Например, цифры.
То, что мы называем арабскими цифрами, на самом деле индийские цифры: там они зародились. В Европу они попали через Восток, где претерпели много изменений. Но до сих пор цифры сохранили в себе черты, которые отличаются от тех же привычных нам латинских или кириллических знаков.
Цифры эволюционировали параллельно с буквами, но по‑своему. Поэтому подход к рисованию цифр отличается от рисования букв. Например, контраст в двойке и тройке чаще всего распределяется немного иначе, чем в буквах. Одни и те же формы полуовалов в тройке и пятёрке можно нарисовать одинаково или совсем по‑разному. В цифрах много свободы для самовыражения:
Некоторые цифры нужно рисовать так, чтобы они не спутывались с буквами. Например, 3 и З, 0 и О, минускульный 0 и строчная o. Часто эту задачу решают узкие пропорции цифр, но иногда нужны разные рисунок и контраст:
Такое же непростое развитие было у многих знаков пунктуации, например, у вопросительного знака или амперсанда. Единого мнения о происхождении вопросительного знака нет, а амперсанд — эволюционировавшая форма от букв et.
На мой взгляд, подход к рисованию таких знаков всегда скорее экспериментальный: нет строгих инструкций, рисунок зависит от общей логики шрифта и смелости шрифтовика.
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.