Александр!

Правило внутреннего и внешнего — это принятое в бюро название принципа, стоящего за многочисленными мелкими правилами типографики, например: прописные нужно разрежать, строчные не нужно разрежать, интерлиньяж должен быть больше межсловных пробелов, элементы списка должны иметь между собой дополнительный отступ и прочих. За всеми этими правилами стоит психологический эффект близости: расположенные рядом элементы кажутся связанными, а далеко — несвязанными. Не все дизайнеры знакомы с правилом внутреннего и внешнего, и нарушение этого принципа часто приводит к некрасивой вёрстке или к искажению смысла.

Если длины заголовка не хватает, чтобы накрыть модуль, соседние модули по вертикали могут вступить в незапланированные связи и нарушить порядок чтения. Иллюстрация из книги: Артём Горбунов. Типографика и вёрстка

Но правило внутреннего и внешнего — не единственный психологический приём, используемый в вёрстке. Модульная вёрстка, сетка и обычные таблицы используют одновременно эффект обрамления и эффект близости, но совсем по‑другому. Элементы в общем замкнутом пространстве — например, в рамке или на плашке, кажутся нам связанными. А если заметные якорные элементы расположены по углам и сторонам прямоугольника, мы начинаем считывать этот прямоугольник, даже если видимой рамки нет, — как древние люди считывали образы зверей в созведиях. Поэтому прямоугольный модуль кажется нам цельным объектом. В бюро мы называем это правилом якорных объектов.

Глаз моментально считывает невидимый прямоугольник в левой колонке и вокруг зелёного выноса справа. Элементы в левой колонке выглядят связанными друг с другом, хотя соседние колонки ближе. Газета «Учёт. Налоги. Право»

Получается, что правило внутреннего и внешнего и правило якорных объектов действуют на элементы вёрстки, как будто это две независимые силы — гравитация и электромагнетизм. Правило внутреннего и внешнего заставляет связанные объекты притягиваться друг к другу, а правило якорных объектов — отталкиваться к границам модуля. Неудивительно, что наши читатели часто находят дизайн, в котором не соблюдается либо одно, либо другое правило. Это обычный конфликт в дизайне — его не нужно бояться, но нужно следить, чтобы в вёрстке не появлялось глупых ошибок, как в классическом бизнес‑линче Артемия Лебедева.

Дизайнеры Гугля решили выпендриться и навести на ровном месте модульную сетку. С точки зрения вёрстки в показанном вами меню нет ошибок, но, на мой взгляд, оно выглядит слишком вычурно. Такой дизайн был бы к месту, если бы список имел формат таблицы с полезными данными.

Типографика в вебе
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы