Драматургия в информационном тексте

Драматургия в информационном тексте

Это вторая часть совета о драматургии в информационном тексте. В этот раз рассказываю, как создавать драму с помощью примеров.

Статьи на сложные, абстрактные темы часто оказываются бесполезными из‑за отсутствия примеров. Например, менеджер пишет о принципах работы в своей команде и даёт совет: «Важно улучшать чужую работу, потому что когда ты улучшил чужое, ты сам прокачался и добавил своё в общее дело». С одной стороны, с этим не поспоришь. А с другой — совет слишком плоский, в нём нечего обдумать, переварить и применить к своей ситуации. В таких случаях спасают примеры.

Пример — это теория, рассказанная в образах, а образы — это элемент драмы. Абстракцию вообразить нельзя, а образ можно.

Абстракция

Финансы

Образ

Деньги

Абстракция

Бухгалтерия

Образ

Декларация

Абстракция

Любовь

Образ

Поцелуй

В совете об улучшении опыта пример может быть построен так:

В моей команде работает принцип «Улучшать чужую работу». Он означает обогащать своими знаниями рабочие правила.

Однажды в одном медицинском проекте нам нужно было сгруппировать информацию по хирургическим направлениям, от этого зависела архитектура сайта. Задача казалась простой, и я сгруппировал так: хирургия сердца, сосудов, глаза. Я написал инструкцию для редакторов, как группировать информацию, и собирался отдать в работу, но наш редактор Катя захотела её посмотреть.

Катя заметила, что в описании каждого направления в разном виде есть кусок информации о детской хирургии. Мы посоветовались с клиентом, провели исследование и в итоге выделили эту информацию в отдельный раздел на сайте, потому что оказалось, что пациенты её ищут. По логике выделить детскую хирургию в отдельное направление было неверно, но для пациентов это оказалось удобнее. Так Катя улучшила мою работу, и это помогло лучше решить задачу клиента.

В совете появились образы: медицинский проект, сайт, инструкция, редактор Катя. Эти образы складываются в историю, которая сделала абстрактную мысль наглядной.

Образы включают воображение, а воображение — интерес. Если статья наполнена образами, читатель включается и легко воспринимает информацию. Если по ходу чтения мозг переключается на свои мысли — это признак абстрактной статьи (или человек просто устал, но редакторскими инструментами это не исправить).

Примеры с образами делают живыми даже статьи на скучные темы. Допустим, мы пишем статью о том, как прописать устав компании. Тема скучная, но за ней может стоять история, которая включит воображение и заставит дочитать до конца. Проблема в том, что по умолчанию в этой теме не заложена история, её надо либо найти, например, в судебной практике, либо специально конструировать. В этом и есть редакторское мастерство.

Теория

Устав описывает правила работы компании: как выбирать директора, проводить собрания, передавать доли, распределять прибыль.

История

Светлана, Ольга и Борис открывают компанию. Борис и Ольга — супруги.

Сначала всё идёт хорошо, бизнес растёт и приносит прибыль. Но через год Светлана умирает, а Борис и Ольга разводятся. Возникает вопрос, кто и как теперь будет владеть долями. Такие ситуации описывает устав.

Читать историю всяко интереснее, чем теорию. Но проблема в том, что история не снабжает всей информацией, поэтому описывать надо и то, и другое. А задача редактора — всё это подружить:

Устав описывает правила работы компании: как выбирать директора, распределять прибыль и проводить собрание. Это стандартный набор для устава. Но есть ещё нестандартный, который предостерегает от рисков.

Светлана, Ольга и Борис открывают компанию. Борис и Ольга — супруги. Сначала всё идет хорошо, бизнес растёт и приносит прибыль. Но через год Светлана умирает, а Борис и Ольга разводятся, и появляется вопрос, кто и как теперь будет владеть долями.

Если такое заранее прописано в уставе, участникам компании не придётся тратить месяцы на суды и сотни тысяч на адвокатов.

Иногда одну историю можно протянуть через всю статью. Читатель в начале знакомится с героями и легко включается, когда они появляются снова. Так в статье об уставе сначала будет описано, как Борис, Ольга и Светлана вкладываются в уставный капитал, потом — как распределяют прибыль, а потом — умирают и разводятся. И каждый раз кусочки этой истории будут чередоваться с теорией.

Вводить персонажей и сталкивать их с жизненными обстоятельствами нужно не везде, а только в сложном теоретическом материале. Чаще достаточно просто добавить несколько образов, чтобы включить воображение читателя.

Лишний пример

Чтобы продавать крепкий алкоголь, нужна лицензия.

Николай — владелец небольшой розничной точки, в которой продаются шоколадки, хлеб, молоко и пиво. Ему лицензия не нужна. А Владислав — владелец магазина «Винный мир», где продаётся вино, водка, коньяк. Без лицензии ему нельзя работать.

Образы

Чтобы продавать крепкий алкоголь, нужна лицензия. Крепким алкоголем считается всё, что крепче пива: вино, водка, коньяк.

За время работы редактором у меня сложились представления, как правильно вводить примеры в статью.

Не примерять ситуацию на читателя. Я стараюсь по минимуму использовать в статьях обращение на «вы», типа «допустим, вы открываете компанию». Даже хорошие ситуации вроде «вот вы выиграли в лотерею» кажутся вторжением в личные границы, а примерять неприятные ситуации тем более нельзя. Никому не захочется читать статью, которая начинается словами «представьте, что у вас рак» или «вы много читаете, но ничего не знаете». Для этого и существуют примеры с выдуманными персонажами.

Помогать читателю узнать себя. Если герой статьи похож на читателя, ему проще сопереживать, а информацию применить в жизни. Поэтому в статье про лицензию на алкоголь не стоит писать «Если вы продаете кальвадос и кюммель, вам нужна лицензия», потому что мало кто из читателей продаёт именно кальвадос и кюммель. К тому же такие яркие детали отвлекают внимание от основной информации. Поэтому я советую выбирать более реальные образы и писать о вине и коньяке.

Не перегружать деталями. В примере должно быть ровно то, что важно для понимания темы. В нашей истории об уставе я сначала писала «Борис и Ольга — супруги, а со Светланой Борис десять лет работал в корпорации», а потом убрала про корпорацию и оставила только «Борис и Ольга — супруги». В нашем случае деталь о прошлом Светланы и Бориса не влияла на ход событий и не продвигала историю.

Не объяснять слишком простое. Если мы рассказываем, что содержание сотрудника в штате стоит гораздо больше его зарплаты, нам понадобится подробный пример расчёта со взносами, налогами и отпускными. А если описываем какой‑нибудь один взнос в 20%, то не нужно показывать расчёт на тысяче рублей. Двадцать процентов — простое число, читатель легко посчитает его в уме.

Обратите внимание, что каждая мысль в этом совете проиллюстрирована примером. Без них он бы звучал как «Читать абстрактные статьи тяжело, поэтому наполняйте их образами и конструируйте примеры». Это безопасная, бесспорная мысль, но без примеров ее невозможно применить на практике.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы