Никита!

Не соглашусь, что к очевидной фотографии нельзя написать ничего нового. Всегда есть детали и истории, которые можно раскрыть в подписи.

Разберём на примере, близком к вашей теме. Автор пишет интервью с владельцем кафе и ставит фотографию этого кафе. Кажется, ничего нового здесь не напишешь: кафе оно и есть кафе. Появляется соблазн к очевидной фотографии поставить очевидную подпись:

Подпись очевидная. Читатель в состоянии понять, что перед ним интерьер кафе, о котором написано в интервью. Такая подпись не заинтересовывает читателя и не обогащает материал

Подпись к фотографии — это мостик в текст: читатель видит фотографию, читает подпись, заинтересовывается и принимается за статью. Но чтобы это произошло, автору нужно превратить подпись в историю. Я знаю три способа это сделать.

Добавить контекста о съёмке. Автор фотографии делает снимок в каких‑то условиях. Если их описать, читатель почувствует себя на месте фотографа.

Маленькое примечание о погоде нельзя назвать историей, и в то же время она погружает читателя в контекст, даёт почувствовать то, что чувствовал автор фотографии

Этот способ даёт особенно сильный результат, если фотограф делает репортажные снимки или снимает дикую природу. Сама фотография может показывать просто кусок земли, но если фотограф снял его из окопа во время обстрела, она сразу приобретает ценность.

Описать деталь. Автор выбирает небольшую деталь на фотографии и рассказывает о ней. Так он обращает внимание читателя на эту деталь и рассказывает то, что не вписалось бы в основную статью.

В подписи появляется история, которой нет в статье. Даже если читатель не прочитает статью, он по фотографии с подписью получит самодостаточный кусочек информации

Ценность такой подписи ещё в том, что даже при беглом просмотре статьи она посылает читателю сигнал, что здесь интересно.

Включить воображение. Ещё один способ — рассказать о чём‑то, что не вошло в кадр, но связано с ним. Так мы включаем воображение читателя, чтобы он сам дополнил фотографию историей.

Эта подпись рассказывает о барной стойке, которой не видно на фотографии. Но при этом подпись связана с содержимым кадра: «Вот есть барная стойка, это вид с неё». Читателю легко представить себя на месте бармена

Разумеется, не надо описывать деталь, у которой почти нет связи с кадром. В нашем случае это было бы так: «Барная стойка не вошла в кадр, но о ней хочется рассказать. Стойка сделана из массива дуба. Она такая широкая, что свободно вмещает сорок бутылок с алкоголем». В этом случае уместнее поставить фотографию барной стойки.

Подпись к фотографии — мощный инструмент для управления вниманием. Иногда классные подписи вытягивают слабый материал и, наоборот, сильный материал при беглом просмотре покажется бездарным из‑за скучных подписей. Поэтому я советую редакторам уделять как можно больше внимания подписям.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы