Для начала важное замечание: если вы хотите изменить мнение человека, нужно не убеждать его, а создавать условия, в которых человек убедится сам. Несколько примеров:

  • В сериале «Улицы разбитых фонарей» не говорится, что милиционеры — нормальные люди. Зритель в этом убеждается сам, потому что он следит за их жизнью. Но почитай «Медиазону», и у тебя сложится иное представление о полиции.

  • В «Докторе Хаусе» никто не говорит о том, что в США прекрасная медицина. Но когда пациент ложится в койку, и дальше вокруг него порхает команда молодых вежливых врачей, ты сам приходишь к этому выводу. Но далеко не все больницы в США именно такие.

  • В «Иронии судьбы» успешный состоявшийся мужчина Ипполит воспринимается как отрицательный герой, а мамкин сынок Лукашин — как романтический герой. Всё благодаря тому, что так выстроена история. При этом никто не комментирует поступки героев за кадром.

Чтобы убедить в чём‑то читателя, нужно перестать его в этом прямо убеждать. И дальше задуматься: как мне сделать так, чтобы читатель сам убедился, что вот такой человек — нормальный? В какой ситуации он должен себя проявить?

  • Например, в обществе дискриминируют продающих копирайтеров за фальшь, неестественность, шаблонные фразы, вымученный сторителлинг, дурацкие формулы из плохо переведённых американских книг, отсутствие профессиональной этики и неумение согласовывать замечания. Вы ставите цель показать, что копирайтеры — нормальные люди, достойные любви и уважения. Тогда нужно сконструировать мир, в логике которого этот товарищ вообще‑то прав и молодец.

  • С ходу можно представить что‑то такое: это одинокий отец, который по состоянию здоровья оставил работу на заводе. Он мог бы жаловаться на жизнь и начать пить, но вместо этого решил дать своим детям лучшую жизнь. Он изучил все интернетные профессии. Сейчас он работает по 18 часов в сутки, делает параллельно 10‑15 заказов. Да, у него не лучший в мире текст, но он приносит людям пользу и содержит своих детей честным трудом.

  • Московские снобы могут смеяться, сколько угодно, но им не понять, каково это — когда если сегодня не сдал текст, завтра твои дети не смогут поесть. Попробуй согласовывать замечания по полдня, когда у тебя на день еще пять таких согласований, а ещё надо успеть обналичить гонорар и приготовить на всех обед.

  • А где же мама? А мама решила стать инстаграм‑блогером, она нашла себе продюсера, у них закрутился бурный роман. И она не раздумывая упорхнула к своему продюсеру в Санкт‑Петербург, оставив мужа и детей.

Кто в этой ситуации герой, а кто — бесчестная мразь? Кому должно стать стыдно за свои насмешки, а кто придёт в комментарии поддержать настоящего русского героя‑мужика? Повторяете упражнение тридцать раз в год на протяжении пяти‑семи лет, нарабатываете охват и частотность — и вот у вас новый копирайтерский ренессанс.

Если вас вдохновила предыдущая история, попробуйте немного сместить акценты, и она заиграет новыми красками:

  • Вместо того, чтобы найти работу по специальности, отец решил пойти за легкими деньгами в интернет. Вообще‑то он хороший инженер, такие люди нужны!

  • Он набирает заказы, не справляется, подводит заказчиков и только усугубляет своё положение.

  • Он выдаёт некачественный текст, клиенты к нему не возвращаются, и вместо того чтобы тратить время на реально нужную и полезную работу, он строгает текстики.

  • Тем временем заводы стоят, российская промышленность загибается, работать руками некому — все сидят на биржах фрилансеров и в онлайн‑казино.

  • Таким образом, отец рискует благополучием своих детей, а его героический труд — лишь от ограниченности ума.

  • А что мама? А мама не могла жить рядом с человеком, который её морально подавлял, лишал личного пространства и не давал творчески развиваться. Она встретила человека, который позволил ей найти себя и стать свободной, и она мечтает забрать детей, как только добьется успеха в своём истинном предназначении.

Обратите внимание: факты вроде одни и те же, но контекст заставляет смотреть на них по‑разному. И вот это направление взгляда на самом деле и является нашей целью. Выстраивая вокруг фактов определённый контекст, мы помогаем читателю убедиться в том, что нам нужно.

Одно дело — придумать идею статьи, её драматургию и поворотные моменты. И совсем другое — сделать так, чтобы эту статью захотели прочитать люди из нужной вам целевой группы. Там есть свои инструменты, расскажу о них в своём следующем совете.

Не убеждать, а создавать условия, чтобы читатель убедился сам
Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы