Школа
Текст

Если писать только для своих, то идея распространяется слабо

Как продвигать идеи среди тех людей, которые изначально настроены враждебно? Как найти мотив, чтобы такую идею читали?

Например, как навязать противникам прививок идею, что вообще‑то это опасно для их же детей? Научные аргументы они уже триста раз слышали. Или видели в ленте и не открывали. Допустим, в этом случае можно давить на эмоции. Какой родитель не волнуется о здоровье детей?

Но как продвигать околополитические идеи? Основной массе населения плевать на однополые браки и нормальное отношение к геям. Без понятия, как подобрать пользу статей для этой аудитории.

Кажется, что писать стоит только для заинтересованных, но какая в этом пропаганда? Если писать только для своих, то идея распространяется слабо.

Николай Синицин
5 мая 2019
👁 10135   🗩3
Текст

Если писать только для своих, то идея распространяется слабо

Как продвигать идеи среди тех людей, которые изначально настроены враждебно? Как найти мотив, чтобы такую идею читали?

Например, как навязать противникам прививок идею, что вообще‑то это опасно для их же детей? Научные аргументы они уже триста раз слышали. Или видели в ленте и не открывали. Допустим, в этом случае можно давить на эмоции. Какой родитель не волнуется о здоровье детей?

Но как продвигать околополитические идеи? Основной массе населения плевать на однополые браки и нормальное отношение к геям. Без понятия, как подобрать пользу статей для этой аудитории.

Кажется, что писать стоит только для заинтересованных, но какая в этом пропаганда? Если писать только для своих, то идея распространяется слабо.

Николай Синицин
5 мая 2019
👁 10135   🗩3
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 64
64
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Для начала важное замечание: если вы хотите изменить мнение человека, нужно не убеждать его, а создавать условия, в которых человек убедится сам. Несколько примеров:

  • В сериале «Улицы разбитых фонарей» не говорится, что милиционеры — нормальные люди. Зритель в этом убеждается сам, потому что он следит за их жизнью. Но почитай «Медиазону», и у тебя сложится иное представление о полиции.

  • В «Докторе Хаусе» никто не говорит о том, что в США прекрасная медицина. Но когда пациент ложится в койку, и дальше вокруг него порхает команда молодых вежливых врачей, ты сам приходишь к этому выводу. Но далеко не все больницы в США именно такие.

  • В «Иронии судьбы» успешный состоявшийся мужчина Ипполит воспринимается как отрицательный герой, а мамкин сынок Лукашин — как романтический герой. Всё благодаря тому, что так выстроена история. При этом никто не комментирует поступки героев за кадром.

Чтобы убедить в чём‑то читателя, нужно перестать его в этом прямо убеждать. И дальше задуматься: как мне сделать так, чтобы читатель сам убедился, что вот такой человек — нормальный? В какой ситуации он должен себя проявить?

  • Например, в обществе дискриминируют продающих копирайтеров за фальшь, неестественность, шаблонные фразы, вымученный сторителлинг, дурацкие формулы из плохо переведённых американских книг, отсутствие профессиональной этики и неумение согласовывать замечания. Вы ставите цель показать, что копирайтеры — нормальные люди, достойные любви и уважения. Тогда нужно сконструировать мир, в логике которого этот товарищ вообще‑то прав и молодец.

  • С ходу можно представить что‑то такое: это одинокий отец, который по состоянию здоровья оставил работу на заводе. Он мог бы жаловаться на жизнь и начать пить, но вместо этого решил дать своим детям лучшую жизнь. Он изучил все интернетные профессии. Сейчас он работает по 18 часов в сутки, делает параллельно 10‑15 заказов. Да, у него не лучший в мире текст, но он приносит людям пользу и содержит своих детей честным трудом.

  • Московские снобы могут смеяться, сколько угодно, но им не понять, каково это — когда если сегодня не сдал текст, завтра твои дети не смогут поесть. Попробуй согласовывать замечания по полдня, когда у тебя на день еще пять таких согласований, а ещё надо успеть обналичить гонорар и приготовить на всех обед.

  • А где же мама? А мама решила стать инстаграм‑блогером, она нашла себе продюсера, у них закрутился бурный роман. И она не раздумывая упорхнула к своему продюсеру в Санкт‑Петербург, оставив мужа и детей.

Кто в этой ситуации герой, а кто — бесчестная мразь? Кому должно стать стыдно за свои насмешки, а кто придёт в комментарии поддержать настоящего русского героя‑мужика? Повторяете упражнение тридцать раз в год на протяжении пяти‑семи лет, нарабатываете охват и частотность — и вот у вас новый копирайтерский ренессанс.

Если вас вдохновила предыдущая история, попробуйте немного сместить акценты, и она заиграет новыми красками:

  • Вместо того, чтобы найти работу по специальности, отец решил пойти за легкими деньгами в интернет. Вообще‑то он хороший инженер, такие люди нужны!

  • Он набирает заказы, не справляется, подводит заказчиков и только усугубляет своё положение.

  • Он выдаёт некачественный текст, клиенты к нему не возвращаются, и вместо того чтобы тратить время на реально нужную и полезную работу, он строгает текстики.

  • Тем временем заводы стоят, российская промышленность загибается, работать руками некому — все сидят на биржах фрилансеров и в онлайн‑казино.

  • Таким образом, отец рискует благополучием своих детей, а его героический труд — лишь от ограниченности ума.

  • А что мама? А мама не могла жить рядом с человеком, который её морально подавлял, лишал личного пространства и не давал творчески развиваться. Она встретила человека, который позволил ей найти себя и стать свободной, и она мечтает забрать детей, как только добьется успеха в своём истинном предназначении.

Обратите внимание: факты вроде одни и те же, но контекст заставляет смотреть на них по‑разному. И вот это направление взгляда на самом деле и является нашей целью. Выстраивая вокруг фактов определённый контекст, мы помогаем читателю убедиться в том, что нам нужно.

Одно дело — придумать идею статьи, её драматургию и поворотные моменты. И совсем другое — сделать так, чтобы эту статью захотели прочитать люди из нужной вам целевой группы. Там есть свои инструменты, расскажу о них в своём следующем совете.

Не убеждать, а создавать условия, чтобы читатель убедился сам
Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 64
64
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

«Кажется, что писать стоит только для заинтересованных, но какая в этом пропаганда» — есть разные мнения по этому поводу. Например, в случае с пропагандой прививок рассчитывать можно не на антипрививочников, а на неопределившихся людей. Если повторять одну идею много раз, она постепенно осядет в головах и будет восприниматься как норма, а противоположные взгляды — как дикие. И тогда даже условные антипрививочники могут постепенно поменять мнение.

Около 10 лет разные сообщества, пропагандирующие научное мышление, вещали для узкого круга. А теперь люди ходят на лекции Аси Казанцевой.

Думаю, еще один важный момент в донесении подобных идей — не выставлять людей с противоположной точкой зрения идиотами, не набрасываться на личность.

В книге «Искусство обмана» дана классификация обманов, и один из них — создать ложное впечатление. Эти тексты создают определённое впечатление и подталкивают к принятию выгодного мнения.

Нужно давать альтернативу и рассказывать историю полностью, чтобы читатель выбрал сам, как относиться к этому.

Я бы обратился к психологии на примере прививок. У противников прививок есть опасения. В статье о прививках честно высказываем негативное мнение, позитивное мнение и факты.

Пропаганда идей — это всё же пропаганда. Об искусстве пропаганды написано много толстых книг, поэтому просьба пояснить по‑быстрому в комментариях выглядит упрощением.

Можно долго рассказывать: не считай оппонента врагом, пойми боль другого, предлагай пользу, поливай зерно... Но лучше не повторять многократно написанное, если сначала можно поискать готовое.

Рядом с пропагандой находится опасение скатиться в манипуляцию — здесь каждый сам для себя решает, где проходит граница между необходимым и недопустимым, нет общепринятой точки зрения.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы