Айтрекинг метро
Чтение по инерции
Серия советов написана на основе рассказа Марка Родионова. Марк тестировал разные версии схемы московского метро и любезно поделился результатами для книги «Дизайн транспортых схем». Здесь я публикую часть его примеров и выводов.
В прошлых советах серии мы разобрались с теорией близости и подписями, пересекающими линии. Сегодня поговорим про чтение по инерции.
Классический пример чтения по инерции — списки станций, когда подписи всё время стоят по одну сторону от линии, а потом вдруг оказываются на другой. Такая проблема была в одном из черновиков моей схемы на красной и оранжевой линиях:
При беглом чтении оранжевой линии в черновике легко после «Профсоюзной» и «Академической» пропустить «Ленинский проспект» и «Шаболовскую», а заодно запнуться о «Добрынинскую».
В исследовании Марка нашлись менее очевидные примеры работы этого эффекта. Вот подпись «Лубянка» пересекает чужую линию. При чтении этой фиолетовой линии она предсказуемо мешает:
Если перерисовать фрагмент и убрать «Лубянку» с линии, она перестаёт мешать при чтении со стороны Кузнецкого Моста, но продолжает мешать при чтении со стороны Китай‑города:
В первом случае после «Пушкинской» и «Кузнецкого Моста» взгляд скользит вправо, не находит там станции, но замечает изгиб линии, следует за ним, и уже зацепившись за следующую станцию находит её подпись «Китай‑город». А во втором после «Таганской» и «Китай‑города» взгляд по инерции следует к «Лубянке»:
А вот взгляд цепляет «Чкаловскую» при чтении синей линии, хотя они и не пересекаются:
Снова, «Чкаловская» стоит на пути по линии «Бауманская» — «Курская»:
Тесты помогли понять, что подписи на схеме взаимодействуют не только с линиями, кружками и пеньками, но и друг с другом. Подобные последовательности в массе линий и подписей различить не просто.
Итак, теперь мы знаем три соображения, которые можно использовать для уменьшения числа ошибок чтения схемы ещё до тестирования с айтрекингом:
чтобы не нарушать теорию близости, стоит нарисовать себе зоны безопасности линий и станций прямо на макете и следить, чтобы в них не залезали «чужие» названия;
чтобы уменьшить влияние подписи, которая пересекает «чужую» линию, нужно вытащить начало слова из зоны безопасности этой линии;
чтобы люди не запинались, читая по инерции, стоит избегать попадания названия станций одной линии на путь, по которому скользит взгляд при чтении другой линии.
Ещё несколько примеров и мыслей не вместились в советы, но попадут в книгу, когда выйдут соответствующие главы.