Школа
Текст

Клиент просит написать 1‑2 тестовых текста

Мы согласовали с клиентом понимание задачи. Нужно писать несколько текстов каждую неделю. После согласования, клиент просит написать 1‑2 тестовых текста, чтобы убедиться, что работа ему понравится. Что делать в такой ситуации и как ответить клиенту?

Андрей Абрамов
3 ноя 2019
👁 13856   🗩3
Текст

Клиент просит написать 1‑2 тестовых текста

Мы согласовали с клиентом понимание задачи. Нужно писать несколько текстов каждую неделю. После согласования, клиент просит написать 1‑2 тестовых текста, чтобы убедиться, что работа ему понравится. Что делать в такой ситуации и как ответить клиенту?

Андрей Абрамов
3 ноя 2019
👁 13856   🗩3
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 32
32
Непонятно
 2
2
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Короткий и необязательно полезный совет

Напишите пробные тексты как пробный проект: установите срок, сформулируйте задачу на пробную работу, возьмите предоплату, напишите пробники, согласуйте, сдайте. Если вам и клиенту понравится результат — запускайте большой проект. Не понравится — разойдетесь.

Но это универсальный совет, который не учитывает ситуацию. А не учитывать ситуацию нельзя.

Сложный и нюансированный совет

Предположим, вы действительно глубоко разобрались в задаче и клиент поверил в ваше решение. И теперь он вдруг сомневается, что ему понравится ваша работа. Только что ему всё нравилось, а теперь нет. Это непонятная ситуация. А в любой непонятной ситуации нужно... понять ситуацию.

  • Что именно он хочет протестировать? В чём он сейчас сомневается?

  • Что значит «понравится работа»? По каким критериям он будет её оценивать?

  • Что будет, если ваши пробные тексты не понравятся? Какие действия клиент ожидает от вас?

Эти вопросы нужны не для того, чтобы вы их задали клиенту — тем более что в вашем состоянии (если я правильно его понял) вы произнесете их с вызовом, будто клиент ведёт себя некрасиво. В отношениях появится недоверие, если не появилось до сих пор. Подойдите к прояснению ситуации скорее как ученый‑исследователь: «Посмотрим на показания приборов».

Вы ведь на самом деле не знаете, что такое «1‑2 тестовых текста». А что в это входит, только написание или ещё плюс публикация? А как он будет оценивать — по личному чувству прекрасного или относительно задачи? А если одно будет противоречить другому? А на каких условиях он хочет получить ваши статьи? А что с правами — он хочет их публиковать в случае успеха? Задача сейчас — как можно точнее понять ситуацию: что имеет в виду клиент. А заодно продиагностировать, в каких вы отношениях. Вы партнёры или соперники?

Допустим, вы поняли ситуацию так: клиент вам не доверяет, не считает вас достаточно компетентным для этой задачи. Хотите ли вы дальше работать в ситуации, когда вам не доверяют и не считают вас компетентным? Это не провокационный вопрос: может быть, клиент вам настолько интересен, что вы хотите завоевать его расположение.

Или иное: клиент вам доверяет, но боится, что ваша совместная гипотеза об этих статьях не «зайдёт» вашим читателям. Он хочет проверить реакцию, опубликовав их в соцсетях. Окей, а как тогда он будет оценивать результат — что если в комментарии придут тролли, чтобы покритиковать клиента за что‑то другое?

Или из ситуации вы поняли, что клиент просто хочет сэкономить и получить два текста бесплатно. А почему он заинтересован в том, чтобы его исполнитель недополучил денег? Как он в этой ситуации относится к вам и вашей работе? Вам интересно оставаться в этой ситуации?

Нельзя ли попроще?

Ваши симптомы могут быть признаками нормальных партнерских отношений; а могут быть и признаками очень дурного контекста. Это нужно увидеть, подумать над этим и принять решение по ситуации. То, что я пишу здесь, — это фантазии насчёт вашей ситуации, и гораздо важнее, чтобы вы сами эту ситуацию оценили.

Но если хочется совсем просто, я бы сам предложил клиенту тестовый проект: те же 1‑2 статьи в тестовом режиме, за определенный срок, с определенным бюджетом. Ведь не только клиент может проверить вас, но и вы можете проверить клиента. Как он согласовывает? Как платит? Не пропадает ли со связи в ответственный момент?

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 32
32
Непонятно
 2
2
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Максим, а как же право на «нет»? Нужно ли цепляться за каждого клиента, чтобы выяснить, почему он не доверяет? Реально ли тестовые проекты нацелены на развеивание сомнений или клиент хочет подтвердить свои опасения? Должен ли подрядчик нести ответственность за страхи клиента и его нежелание брать на себя риски? Разве бизнес не предполагает умение эти самые риски просчитывать?

По моему опыту клиент даёт бесплатное тестовое задание, потому что ему не хватает компетенций, чтобы оценить подрядчика по внешним признакам. Вот почему я рекомендую сразу отказаться от бесплатного задания. Можно поработать с возражениями, если проект интересный, но если не получится договориться, то не получится и после тестового задания.

Если же клиент платит за тестовое задание, тогда, конечно, никаких вопросов — работайте в штатном режиме, но в рамках одной‑двух статей.

Сделал, как советует Максим: заключил договор на 1 статью с фиксированным сроком и бюджетом. Согласовывал текст итерациями, если были замечания — обсуждал и отрабатывал. Сдал текст в срок, клиент захотел кучу всего назаказывать. Работаем дальше.

Никогда не соглашалась на тестовые задания, но вдруг решилась. Ничего хорошего. В первом случае заказчик долго молчал. Через несколько дней на вопрос проверки ответил, что текст у руководства, — и всё, тишина.
Второй заказчик сначала получил ссылки на мои работы. Причём статьи были для медицинских сайтов, было указано авторство. Тоже попросил тестовое, согласилась. Та же история с проверкой, которая длится уже две недели.

Поэтому для себя решила — больше никаких тестовых. Если не устраивает портфолио, я не держу.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы