Короткий и необязательно полезный совет

Напишите пробные тексты как пробный проект: установите срок, сформулируйте задачу на пробную работу, возьмите предоплату, напишите пробники, согласуйте, сдайте. Если вам и клиенту понравится результат — запускайте большой проект. Не понравится — разойдетесь.

Но это универсальный совет, который не учитывает ситуацию. А не учитывать ситуацию нельзя.

Сложный и нюансированный совет

Предположим, вы действительно глубоко разобрались в задаче и клиент поверил в ваше решение. И теперь он вдруг сомневается, что ему понравится ваша работа. Только что ему всё нравилось, а теперь нет. Это непонятная ситуация. А в любой непонятной ситуации нужно... понять ситуацию.

  • Что именно он хочет протестировать? В чём он сейчас сомневается?

  • Что значит «понравится работа»? По каким критериям он будет её оценивать?

  • Что будет, если ваши пробные тексты не понравятся? Какие действия клиент ожидает от вас?

Эти вопросы нужны не для того, чтобы вы их задали клиенту — тем более что в вашем состоянии (если я правильно его понял) вы произнесете их с вызовом, будто клиент ведёт себя некрасиво. В отношениях появится недоверие, если не появилось до сих пор. Подойдите к прояснению ситуации скорее как ученый‑исследователь: «Посмотрим на показания приборов».

Вы ведь на самом деле не знаете, что такое «1‑2 тестовых текста». А что в это входит, только написание или ещё плюс публикация? А как он будет оценивать — по личному чувству прекрасного или относительно задачи? А если одно будет противоречить другому? А на каких условиях он хочет получить ваши статьи? А что с правами — он хочет их публиковать в случае успеха? Задача сейчас — как можно точнее понять ситуацию: что имеет в виду клиент. А заодно продиагностировать, в каких вы отношениях. Вы партнёры или соперники?

Допустим, вы поняли ситуацию так: клиент вам не доверяет, не считает вас достаточно компетентным для этой задачи. Хотите ли вы дальше работать в ситуации, когда вам не доверяют и не считают вас компетентным? Это не провокационный вопрос: может быть, клиент вам настолько интересен, что вы хотите завоевать его расположение.

Или иное: клиент вам доверяет, но боится, что ваша совместная гипотеза об этих статьях не «зайдёт» вашим читателям. Он хочет проверить реакцию, опубликовав их в соцсетях. Окей, а как тогда он будет оценивать результат — что если в комментарии придут тролли, чтобы покритиковать клиента за что‑то другое?

Или из ситуации вы поняли, что клиент просто хочет сэкономить и получить два текста бесплатно. А почему он заинтересован в том, чтобы его исполнитель недополучил денег? Как он в этой ситуации относится к вам и вашей работе? Вам интересно оставаться в этой ситуации?

Нельзя ли попроще?

Ваши симптомы могут быть признаками нормальных партнерских отношений; а могут быть и признаками очень дурного контекста. Это нужно увидеть, подумать над этим и принять решение по ситуации. То, что я пишу здесь, — это фантазии насчёт вашей ситуации, и гораздо важнее, чтобы вы сами эту ситуацию оценили.

Но если хочется совсем просто, я бы сам предложил клиенту тестовый проект: те же 1‑2 статьи в тестовом режиме, за определенный срок, с определенным бюджетом. Ведь не только клиент может проверить вас, но и вы можете проверить клиента. Как он согласовывает? Как платит? Не пропадает ли со связи в ответственный момент?

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы