Екатерина!

Как и с другими вопросами лицензирования шрифтов, к сожалению, я не могу ответить однозначно: всё зависит от конкретной лицензии конкретного продавца или дистрибьютора шрифтов. Что бы ни было написано в интернете, вам всегда стоит читать текст лицензии на интересующий вас шрифт целиком.

Есть компании, которые включают логотип в десктоп‑использование, то есть достаточно купить лицензию только дизайнеру. Иные компании либо имеют отдельную лицензию на логотип, либо предусматривают особые условия использования шрифта в логотипе — то есть использование в шрифта в логотипе не попадает под базовую десктоп‑лицензию. Возможно, в таких случаях клиенту придётся тоже купить лицензию, или придётся заплатить большую сумму за использование шрифта в логотипе.

Но на территории России есть ещё одно важное разделение лицензионных соглашений, а точнее, того, что именно лицензируется: шрифт как программа и шрифт как авторское произведение. Есть компании, которые передают право использования шрифтовым файлом как программным обеспечением — грубо говоря, вы платите за право использовать шрифт в десктоп‑приложениях, а что конкретно вы сделаете в Индизайне или Иллюстраторе — ваше дело. С другой стороны, есть компании, которые защищают не только шрифтовой файл, но и сам рисунок шрифта: таким компаниям важно не только, на чьём компьютере установлен шрифт, но и на чьей продукции он будет использоваться.

Отношение к шрифту как к программе и как к объекту авторского произведения означает двойную охрану продукта. То есть, если лицензия и шрифтовой файл есть только у дизайнера, а логотип используется в кривых в продукции сторонней компании, нанявшей дизайнера, то без дополнительной лицензии компания будет использовать шрифт как объект авторского права нелегально. Такая политика некоторых российских компаний вызвала большой резонанс в прошлом году, поэтому журнал «Шрифт» выпустил специальную статью «Право на шрифт», раскрывающую тему лицензирования.

Алексей Мурашко, «Шрифт»

Со­глас­но но­вым усло­ви­ям ли­цен­зий упо­мя­ну­тых пра­во­об­ла­да­те­лей, за­каз­чи­ку ста­ло не­об­хо­ди­мо так­же при­об­ре­сти ли­цен­зию, да­же если он не со­би­рал­ся уста­нав­ли­вать шрифт на свой ком­пью­тер.

Алексей Мурашко, «Шрифт»

По такому принципу работают, например, Паратайп и Браунфокс. В случае, если интересующий вас шрифт принадлежит таким компаниям, скорее всего, заплатить за использование шрифта в логотипе придётся и дизайнеру, и заказчику, который будет использовать логотип в дальнейшем. Узнать подробнее вы сможете, прочитав лицензии таких компаний или написав им напрямую.

Банковский счёт важен в первую очередь для вашей отчётности. То, на чьё имя выписан счёт, а значит, куплена лицензия, важнее того, откуда именно поступит платёж. Но я уверена, что и тут многое зависит от ситуации, поэтому при наличии сомнений лучше посоветоваться с юристом, прежде чем оформлять покупку, — особенно если вы большая компания.

Отдельный интересный вопрос — как быть, если одна компания распространяет шрифты другой компании, используя свою лицензионную политику. Самый простой пример — американская шрифтовая библиотека Адобе Фонтс. В рамках подписки на Креатив Клауд можно использовать любой шрифт из Адобе Фонтс, соблюдая лицензионные соглашения Адобе. На странице о лицензиях первый же вопрос — можно ли использовать шрифты из коллекции для создания логотипов. Ответ простой — да, с любым шрифтом из библиотеки можно создавать любое векторное или растровое изображение в десктоп‑программах.

В коллекции Адобе Фонтс есть шрифты Паратайпа, которые распространяются по лицензии Адобе, а не Паратайпа. То есть теоретически вы можете сделать логотип их шрифтом, используя легальную подписку на Адобе, и поступите абсолютно правильно. Но представители Паратайпа несколько раз в неофициальной речи утверждали, что такой метод нелегален, и они обязательно будут пресекать такие попытки использования.

Официальных заявлений или статей, объясняющих эту ситуацию, на данный момент нет. Однако если вы большая компания, оперирующая на территории России, могу лишь посоветовать обходить такие неоднозначные моменты стороной, потому что у Паратайпа есть внушительный опыт судебных исков и выигранных дел. Проще не лезть в выяснения, а написать письмо и уточнить, какую лицензию нужно приобрести для вашей задачи. Или выбрать другие шрифты и другие магазины :‑)

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Шрифт в дизайнеЛоготипы и фирменные стилиДизайн и правоЛоготип
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы