Не так.
Иллюстрация — это необязательно фотография или рисунок. Иллюстрация — это любой элемент информационного продукта, который раскрывает или дополняет исходный тезис.
Например я пишу статью о переговорах. Мне нужно показать, какие фразы приведут читателя к цели, а какие — нет. И у меня есть тезис: «Открытые вопросы заставят читателя задуматься о чем‑то там». Это был тезис. Теперь мне нужно его раскрыть. Я пишу в кавычках текстовый пример с открытым вопросом, а потом с закрытым. Читатель понимает разницу и делает выводы. Примеры вопросов — это по форме текст, но по сути — иллюстрация.
Пример, который я только что привёл — это иллюстрация к моему совету. По форме текст, по сути — иллюстрация.
Иллюстрацией может быть что угодно:
интерактивный виджет,
фотография или видеоролик,
скан или образец документа,
скриншот,
рисунок,
инфографика или какой‑нибудь ещё способ визуализации данных,
график или схема,
таблица,
диалог,
текстовый пример в формате «было — стало»,
просто текстовый пример.
Всё это — иллюстрации, если они раскрывают или дополняют тезис.
Использовать их нужно по ситуации. Например, если вы хотите объяснить человеку, как заполнять налоговую декларацию, имеет смысл показать образец документа с выносками; а если вы рассказываете о моде — фотографии или эскизы одежды. Если важно, чтобы читатель понял последовательность шагов, можно нарисовать схему действий. Если статья про считывание невербальных сигналов собеседника, то хорошо бы показать видео с объяснением, на что тут смотреть. Если хотите сравнить сложные технические приборы по характеристикам, вам поможет таблица. Хорошо работают парные иллюстрации: «было — стало», «хорошо — плохо». И всё это будут иллюстрации.
Иллюстрации с помощью текста полезны, например, чтобы рассказать историю или предысторию, показать диалог, раскрыть конкретные фразы, описать гипотетические ситуации. Примеры:
в книге о переговорах текстом можно иллюстрировать конкретные фразы — что говорить, что слушать;
в научно‑популярной книге про генетику текстовая иллюстрация может помочь объяснить что‑то «на пальцах»: «Представьте, что вы...»;
в учебнике истории может быть тезис, что‑то про феодальную раздробленность, а потом — текстовый пример, жизнь типичного феодала;
в статье про этику в качестве текстовых иллюстраций могут быть этические задачки или парадоксы;
в статье политолога текстовыми иллюстрациями можно раскрыть варианты дальнейшего развития событий, гипотетическое будущее;
в Бхавад Гите текстовые иллюстрации — это любые иносказания, которые помогают понять опорные мысли.
Вот для сравнения примеры разных иллюстраций из моей работы, текстовых и нетекстовых:
Свежий пример
Сейчас все говорят о коронавирусе, вот вам коронавирусная инфографика. У «Вашингтон пост» вышла статья‑объяснение, почему карантин помогает остановить эпидемию. Нам показывают интерактивную симуляцию распространения вируса, а потом вводят разные ограничения: тут люди подвижны, там неподвижны, тут люди выздоравливают так, там — вот эдак. Потом сравнивают графики распространения. Здесь в качестве иллюстраций используется анимированная и обычная инфографика:
Стрелочка поворачивается
В обратную сторону тоже работает: если у вас красивая картинка, но она не раскрывает тезисы статьи, то это не иллюстрация, а просто картинка. Наверное, хоть какая‑то картинка лучше, чем совсем без неё; но я бы всё же рекомендовал ставить иллюстрации, а не картинки.
Пример из моей статьи про иллюстрирование: