Школа
Текст

Тотальное упрощение текста

Я являюсь сотрудником государственного учреждения на протяжении более 20 лет. На основании практического опыта и знаний, накопленных за годы работы, я убеждена, что Ваш подход к текстам является возмутительным. Тотальное упрощение текста, находящееся в центре Вашего подхода, а также изобретение новых так называемых «редакторских приёмов», которые, на самом деле, не являются ни новыми, ни оригинальными, являются явными признаками низкого уровня культуры Вас как автора, а недостаточный уровень Вашей подготовки не даёт Вам право на преподавание текста, а следствием применения Вашей методики являеться тотальное отупление нации! Вы обязаны, в рамках Вашей деятельности, обеспечивать формирование правильных культурных ценностей, литературного вкуса, а также производить только стилистически безукоризненные, выверенные и корректные во всех отношениях тексты, направленные, во‑первых и в первую очередь, на культурное и нравственное развитие молодого поколения! Вы же превращаете редактуру в сервисную профессию, направленную на удовлетворение коммерческих интересов компаний‑заказчиков, и извлечение прибыли из создания так называемых информационных продуктов!

Елена Павловна К.
14 фев 2021
👁 9096   🗩3
Текст

Тотальное упрощение текста

Я являюсь сотрудником государственного учреждения на протяжении более 20 лет. На основании практического опыта и знаний, накопленных за годы работы, я убеждена, что Ваш подход к текстам является возмутительным. Тотальное упрощение текста, находящееся в центре Вашего подхода, а также изобретение новых так называемых «редакторских приёмов», которые, на самом деле, не являются ни новыми, ни оригинальными, являются явными признаками низкого уровня культуры Вас как автора, а недостаточный уровень Вашей подготовки не даёт Вам право на преподавание текста, а следствием применения Вашей методики являеться тотальное отупление нации! Вы обязаны, в рамках Вашей деятельности, обеспечивать формирование правильных культурных ценностей, литературного вкуса, а также производить только стилистически безукоризненные, выверенные и корректные во всех отношениях тексты, направленные, во‑первых и в первую очередь, на культурное и нравственное развитие молодого поколения! Вы же превращаете редактуру в сервисную профессию, направленную на удовлетворение коммерческих интересов компаний‑заказчиков, и извлечение прибыли из создания так называемых информационных продуктов!

Елена Павловна К.
14 фев 2021
👁 9096   🗩3
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 51
51
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны.

В мире много способов писать, редактировать и общаться. Можно писать официально и строго формально. Можно говорить на языке Шекспира, а можно — на языке Ерофеева. Представьте, что каждый способ общения — это инструмент. Как у мастера может быть молоток, дрель, клей или наждак, так и у вас могут быть разные инструменты: и «высокий штиль» Ломоносова, и информационный стиль, и криминальный жаргон, и язык госслужащих. Вам не нужно выбирать из этих инструментов — пусть у вас будут все инструменты сразу. Одно другому не мешает.

Теперь, когда у вас есть все эти инструменты, вы выбираете тот, который полезен в вашей ситуации. Например:

Если вы пишете исковое заявление, вы примените структуру и стиль, принятые в российском суде. Судья легко прочитает ваше заявление и рассмотрит дело по существу. Разговорный стиль или стиль Достоевского здесь будут неуместны.

Если вы пишете инструкцию для гражданина, в ваших интересах сделать её простой, ясной и понятной любому. Вы же не захотите, чтобы человек вас не понял, сделал что‑то неправильно и потом пришёл с претензией. В ваших интересах использовать простой язык, а не сложный язык госслужбы.

А если начальство поручило вам написать текст обращения к гражданам, чтобы призвать их на митинг (или отговорить от митинга) — неужели вы воспользуетесь языком Толстого или протокольным языком госслужбы? В этом случае в ваших интересах использовать язык пропаганды, со всеми характерными приёмами.

Если вы пишете роман, чтобы произвести впечатление на литературных критиков, в ваших интересах задействовать весь свой литературный вкус. Катайте по нёбу оттенки слов и обмазывайтесь постмодерновыми отсылками, деконструируя нарратив и дезавуируя рассказчика.

А если вы хотите зарабатывать художественной литературой, то вам нужны узнаваемые герои, жизненные ситуации, закрученный сюжет, юмор и немного скандала. Все литераторы ненавидят Дарью Донцову, но мало кто из литераторов зарабатывает так, как Дарья Донцова.

Мир несколько сложнее, чем «тотальное отупление» и «литературный вкус». Люди многослойные, многомерные и разные. Они не обязаны соответствовать вашим представлениям о прекрасном. К разным людям в разных ситуациях нужен разный подход. Если вы хотите быть эффективной в общении с разными людьми, в ваших интересах выбирать адекватные инструменты.

Если же вам важно быть правой — вы правы.

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 51
51
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Вспомнил слова апостола Павла: для всех стать всем. Он говорил о разных подходах в проповеди разным людям, хотя личность проповедника и Божье слово (содержание проповеди) не меняются.

Интересно, Елена Павловна К. — это реальный человек, или собирательный образ «сотрудника государственного учреждения на протяжении более 20 лет», которые регулярно отправляют в ваш адрес подобные возмущения?

Упрощение текста — потребность, возникшая из‑за переизбытка информационных сообщений. Электронная эра создала ситуацию, когда человек тратит на потребление информации больше, чем на сон. По данным компании We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит онлайн 6 часов 43 минуты ежедневно. Это 100 дней беспрерывного использования интернета в год.

Предположу, что вы также, как и другие люди, пользуетесь интернетом, читаете новости и участвуете в обсуждениях в соцсетях. А значит, заметили, что спама, флуда, бесполезного и откровенно сомнительного текста за последние пять‑десять‑двадцать лет не стало меньше. Наоборот, в почтовый ящик сыпятся бесконечные письма от супермаркетов и онлайн‑школ, на телефон поступают звонки от сотовых операторов и менеджеров по продажам, а в сети то и дело вылезают рекламные баннеры.

И на фоне вот этого всего приятно выделяются только те тексты, которые написаны с пользой для читателя. С пользой — это когда вместо тысячи слов написано три, но самых важных.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы