Вижу четыре варианта: дружественный, дипломатический, силовой и попустительский.
Дружественный вариант начинается с того, что вы внимательно и с интересом выслушали эксперта. Почему он хочет именно такой текст? Что он в него закладывает? Какова авторская задумка? Какой он ожидает эффект? Может быть, человек по‑своему прав, и для его читателей нужен именно такой текст. Постарайтесь вникнуть в эту мысль. Ваша цель не в том, чтобы убедить эксперта в своей правоте. Ваша цель — увидеть мир его глазами.
Когда собеседник чувствует, что вы проявили к нему максимум внимания, можно предложить своё видение: каковы задачи издания, для кого вы пишете и в чём сейчас проблема текста. И главное будет вот что:
Иван, я понимаю, что вам важно, чтобы текст был таким‑то и сяким‑то. А нам нужно, чтобы он... (например, уместился на две страницы). Как нам поступить? Я могу предложить свой вариант сокращения, а вы можете предложить что‑то своё. В любом случае нам с вами нужно придумать решение.
Чтобы реализовать дружественный вариант, у вас должны быть доброжелательные отношения. Лучше всего контактировать лично или хотя бы голосом, чтоы собеседник слышал вашу интонацию. Если «быковать» или прятаться за текстом переписки, ничего не выйдет.
Дипломатический вариант — подключайте главреда. Если у него есть авторитет, он поговорит с экспертом на другом уровне. Уже будет не «маленький редактор бомбит большого эксперта», а «два авторитетных человека договариваются на равных». Не исключено, что главред вам скажет что‑то в духе «не докапывайся до мышей».
Силовой вариант — ссылаться на редполитику, правила издания или какой‑нибудь ещё документ. И тут вопрос, кому больше нужна статья: вам или эксперту. Если бы мне как эксперту начали тыкать в лицо чужой редполитикой, я бы послал таких редакторов и опубликовал бы статью у себя в блоге. В силовом варианте побеждает тот, кто сильнее.
Попустительский вариант — сделать рубрику «Трибуна» и сказать, что тексты приводятся в авторской редакции. И опубликовать как есть. Ну хочется человеку поиграть в Джойса, ну что тут поделаешь? Пусть играет, но в отдельной песочнице.