Три соображения:

  1. О ком текст? И то ли это, что нам нужно?

  2. Понятно ли, о ком идёт речь?

  3. Как это читается?

О ком текст?

Если текст о вас, то читатель ожидает увидеть там «я». Но должен ли текст быть о вас? Например, если текст в духе «как я съездила на Мальдивы» и вы опубликовали его в личном блоге, то там может быть тысяча «я», это нормально. Люди пришли к вам, чтобы узнать о вашем опыте, всё в порядке.

Другое дело — если это статья с заголовком «Как комфортнее всего добраться до отеля на Мальдивах». Читатель пришел за инструкцией и не ожидает там много «я». И дело не в личном местоимении, а в теме текста. Текст должен быть о лодочках, гидросамолетиках, паспортном контроле, чемоданах, необходимости покупать местную валюту или расплачиваться карточками и т. д. Личность автора там не особо нужна.

Поэтому сначала задайте себе вопрос: «Читатель пришёл ради меня или ради моей темы?».

Понятно ли, о ком идёт речь?

Если это текст на сайте в разделе «о себе», там в заголовке будет написано «Катерина Маковеева». Следовательно, всё, что будет ниже в тексте, касается Катерины Маковеевой. И тогда писать везде «я пишу», «я рисую», «я работаю», «я помогаю» уже не нужно — заголовок уже сделал всю работу.

Но может быть так, что в тексте идёт постоянное противопоставление вас и других людей. Тогда «я» может помочь:

Ко мне обращаются клиенты, чтобы что‑то там. Для этого я то‑сё, пятое‑десятое.

Я работаю по такой‑то схеме, чтобы помогать таким‑то людям в таких‑то ситуациях. Если вам нужно (например, срочно), то я не смогу помочь.

Как редактор я работаю с такими‑то клиентами. Если вы представляете общественные организации, я не смогу помочь напрямую: обратитесь в компанию такую‑то.

Здесь везде есть противопоставления вас и кого‑то другого, и в такой ситуации «я» обосновано.

Как это читается?

Ну и просто прочитайте вслух и послушайте, насколько естественно звучит текст с «я» и без «я». Если ломается язык, сделайте так, чтобы не ломался. Дело может быть не только в «я», но и в других местоимениях и словах.

Сломаешь язык. Пишу, сокращаю статьи, пресс‑релизы, рекламу, промостраницы, тексты для «Инстаграма», в блоги, для изданий, курсовые, дипломные, свадьбы, юбилеи, похороны. Помогу за неделю.

Получше. ​Я работаю с текстами в разных жанрах: статьи, пресс‑релизы, реклама и промостраницы, тексты для «Инстаграма» и блога. Ещё пишу курсовые и дипломные, свадебные тосты, речи для юбилеев и похорон. Обычно делаю текст за неделю.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы