Школа
Текст

Пример редактуры текста

Исходный текст:

  • Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкиваются начинающие сотрудники в первые дни работы, является незнание принципов работы компании, в том числе в самых базовых организационно‑бытовых вопросах. Отсутствие такой информации, которая хорошо известна коллегам и которой они пользуются постоянно, делает новичков абсолютно беспомощными, что резко снижает мотивацию.

Максим Ильяхов
9 янв 2022
👁 14702   🗩3
Текст

Пример редактуры текста

Исходный текст:

  • Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкиваются начинающие сотрудники в первые дни работы, является незнание принципов работы компании, в том числе в самых базовых организационно‑бытовых вопросах. Отсутствие такой информации, которая хорошо известна коллегам и которой они пользуются постоянно, делает новичков абсолютно беспомощными, что резко снижает мотивацию.

Максим Ильяхов
9 янв 2022
👁 14702   🗩3
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 32
32
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Этот текст следует отредактировать на трёх уровнях:

  1. Глубина и примеры

  2. Синтаксис

  3. Слова

В обычной жизни я бы начал с первого пункта, но для наглядности сейчас пойдём с конца: начнём со слов, потом синтаксис, в конце — глубина.

Лишние слова выделю жирным:

Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкиваются начинающие сотрудники в первые дни работы, является незнание принципов работы компании, в том числе в самых базовых организационно‑бытовых вопросах. Отсутствие такой информации, которая хорошо известна коллегам и которой они пользуются постоянно, делает новичков абсолютно беспомощными, что резко снижает мотивацию.

После удаления:

Распространённая проблема, с которой сталкиваются начинающие сотрудники в первые дни работы, — незнание принципов работы компании, в том числе в базовых организационно‑бытовых вопросах. Отсутствие такой информации, которая известна коллегам и которой они пользуются постоянно, делает новичков беспомощными, что снижает мотивацию.

Теперь синтаксис. В тексте есть подлежащие и сказуемые вроде «проблема», «незнание», «отсутствие». Вместо них должны появиться люди, которые будут совершать действия:

Когда сотрудник только устраивается на работу, он может не знать принципов работы компании, в том числе в базовых организационно‑бытовых вопросах. Когда коллеги знают такие вещи, а новый сотрудник нет, он чувствует себя беспомощным, а мотивация снижается.

Наконец — примеры и глубина. Текст написал человек, который понимает, о каких бытовых вопросах идёт речь. Но мы этого ещё не знаем, поэтому для ясности нам нужно нарисовать картинку: привести примеры. Выделю их жирным:

Когда сотрудник только устраивается на работу, он может не знать принципов работы компании: как мы собираемся на встречи, как бронируем переговорки, как платится зарплата. Могут быть проблемы даже с бытовыми вопросами: как получить пропуск в столовую и какой пароль от вайфая. При этом коллеги без труда сидят в интернете и ходят в столовую, а спросить у них может быть неловко. Из‑за таких деталей новичкам может быть у нас тяжело: они чувствуют себя беспомощными, у них снижается мотивация.

Дальше вопросы уже к содержанию текста: неужели действительно новички стесняются спросить, как пройти в столовую? Выглядит высосанным из пальца. Может быть, нужны другие примеры; или действительно такая проблема есть, просто мы не в курсе. Тут уже нужно работать с автором.

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 32
32
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Про столовую. У меня примерно так и было.

Везде, где я работал раньше, все приносили еду с собой. На новом месте еду привозили, и на ней были имена сотрудников.

Меня оформили не в штат, но работал я в офисе. Я думал, что компания оплачивает еду штатным сотрудникам, и чувствовал себя белой вороной.

Спустя некоторое время, когда более‑менее освоился, узнал, что есть специальный человек, который заказывает на всех желающих, и надо просто у него записаться.

Зачем мы подлежащие и сказуемые вроде «проблема», «незнание», «отсутствие» заменяем на людей, которые должны совершать действия?

Максим Косенко! Затем, что так выразительнее, менее сухо и лаконичнее! Заметьте, что текст стал на целую строку короче, а смысл не поменялся.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы