Ответ зависит от того, как вы договаривались о проекте, что у вас в договоре и как вы настроены.

Идеальный вариант:

  1. У вас подписан договор.

  2. К договору приложено подробное задание — что пишем, о чём, для чего, на что это похоже.

  3. Когда клиент меняет задачу, вы говорите что‑то в духе «хорошо, давайте обсудим новую задачу».

  4. Клиент подтверждает, что старая задача больше не актуальна, теперь задача новая.

  5. Вы подписываете дополнительное соглашение к договору, в нём новая стоимость работ.

  6. Вы делаете работу по новому заданию, за новые деньги.

В идеальном варианте клиент вряд ли поменяет задачу: вы потратили много времени на изучение этой задачи, закрепили её в договоре, клиент с ней согласился. Вся эта подготовительная возня нужна была в том числе для того, чтобы клиент серьёзно отнёсся к постановке задачи.

Чаще бывает так: клиент что‑то произнёс в разговоре, вы что‑то поняли, ничего не зафиксировали и начали делать. Потом в середине проекта выясняется, что клиент имел в виду не то и справедливо хочет скорректировать вашу работу. Вы думаете, что он меняет задачу, а он уверен, что вы просто его не поняли.

Чтобы не попадать в такую ситуацию, тратьте время на старте проекта на понимание и описание задачи. Не стесняйтесь выяснять все детали проекта: что делаем, зачем, каким должен быть результат, на что похоже, как это потом будет использоваться — вплоть до форматов передаваемых файлов. Всё это фиксируется в виде приложения к договору.

Отнеситесь к этой ситуации так: клиент не хочет развести вас на дополнительную работу. Он просто хочет за свои деньги получить то, что ему будет полезно. И вы тоже хотите дать клиенту именно то, что будет ему полезно. Вам не нужно давить на клиента, мол, «вы мне сказали текст в ворде, вот я вам сдаю текст в ворде» — тогда клиент к вам не вернётся. Если задача поменялась, нужно разобраться: почему она поменялась, какой она должна быть и что именно нужно сделать сейчас, чтобы получился хороший результат. Денег при этом можно взять больше.

Если у вас вообще нет договора, считайте, что это вам бесплатный жизненный урок. У каждого из нас есть тот самый клиент, после которого мы зарекаемся работать без договора. Возможно, это ваш :‑)

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы