Одно слово: история. Выпуск подкаста должен быть либо одной большой историей, либо набором историй.
Что значит история:
есть персонаж — человек, животное, группа людей; кто угодно, кто может совершать действие, быть субъектом;
персонаж что‑то делает — ходит, встречается, знакомится, добивается, влияет на других и меняется сам;
преграды или проблемы — подкаст будет неинтересно слушать, если у героя нет никаких проблем, трудностей, задач или забот; даже если это простые бытовые трудности, всё равно будет интересно;
обстоятельства — всё это происходит не абстрактно в любое время и в любом месте, а где‑то конкретно; хорошо бы, чтобы слушатель понимал эти обстоятельства; если нет — полезно объяснить.
Для сравнения: в статье всего этого может не быть. В качестве основы статьи можно взять что‑то абстрактное вроде какой‑нибудь типологии или классификации, и уже эту типологию наполнить примерами. Или даже не наполнять — бывают же абстрактные статьи.
Вот пример:
Сегодня выходит мой первый подкаст на сервисе «Строки», он посвящён большому школьному искажению — о том, почему школа не научила нас писать интересно.
Если бы я писал об этом статью, я бы пошел от абстрактного: «Вот была школа, в ней учили так‑то, а потом в жизни всё по‑другому». Но в подкасте слушать такое неинтересно.
Чтобы было интересно, я взял перосонажа Надю и рассказал историю от ее лица: вот она училась в школе и получала пятёрки. Она научилась писать определённым образом. Потом она пришла на работу, а её подход к тексту больше не работает. Она пошла смотреть, что работает, а там всё совсем не так, как её учили. И вот что она может сделать, чтобы это преодолеть.
Это не значит, что все подкасты должны быть такими. Бывает, что автор настолько интересен, что люди будут с удовольствием слушать даже абстрактный подкаст без персонажей. Или может быть абстрактная структура на верхнем уровне, но внутри каждой части — интересные истории, байки и примеры.
Помимо структуры ещё есть подача, голос автора, его интерес к теме и даже музыка. Можно сделать захватывающий сюжет, но испортить всё гнусавым постным голосом или слишком навязчивой музыкой. А можно взять полную ерунду и начитать её с сексуальным придыханием, и тоже будет хорошо.
Ещё есть договор со слушателем: можно сразу договориться, что подкаст будет организован каким‑то образом, и если человека это устраивает — пусть слушает дальше. Например, можно сказать в начале:
«Для этого подкаста мы поговорили с тремя экспертами по цифровому этикету, задали им разные вопросы и собрали их ответы».
По идее, слушать такой подкаст должно быть мучительно, потому что структура унылая, а герои будут отвечать кто как. Но если тема цифрового этикета тебя волнует, а автор подкаста хорошо зарекомендовал себя, то даже такое может сработать.
Чего точно не стоит делать — так это зачитывать в подкасте текст, который изначально был предназначен для восприятия с экрана. Подзаголовки, перечни и иллюстрации плохо воспринимаются на слух.