Денис!

«Сладкое пятно» объектива (от англ. sweet spot), оно же оптимальная точка резкости — это значение или диапазон значений диафрагмы, при которых достигается максимальная резкость в точке фокусировки.

Не стоит путать максимальную глубину резкости и оптимальную точку резкости фокусировки. Первое достигается при больших значениях диафрагмы — от f/11 и выше, то есть при закрытом отверстии. Второе обычно колеблется в середине всего диапазона значений диафрагмы, где‑то между f/5,6 и f/11, в зависимости от качества линз и светосилы объектива. На значениях диафрагмы выше f/11 усиливается дифракция и резкость уменьшается.

Глубина резкости
Резкость фокусировки

Часто фотографы знают про эту особенность и, чтобы получить хорошую резкость, снимают на диафрагме на 2‑3 значения выше светосилы объектива. Например, при светосиле f/2,8 закрывают диафрагму до f/3,5 или f/4. Так они делают картинку резче, сохраняют малую глубину резкости и вменяемые значения выдержки и ИСО — это особенно важно при съёмке с рук.

Найти сладкое пятно любого объектива несложно:

  • Установите фотоаппарат на штатив.

  • Напротив него разместите разворот книги, документ или газету с мелким текстом.

  • Поставьте режим съёмки с приоритетом диафрагмы, а значение ИСО на минимум.

  • Установите значение диафрагмы на минимальное число.

  • Воспользуйтесь тросиком дистанционного спуска или таймером автоспуска, чтобы исключить фактор шевелёнки.

  • Сфокусируйтесь и сделайте снимок.

  • Делайте каждый следующий снимок, увеличивая значение диафрагмы на 1 ступень — пройдите весь диапазон значений.

Я проверил два своих объектива, специально взял разные по новизне и качеству. Проверял на кропе Никон Д7000.

Дешёвенький портретник 50 мм, f/1,8:

Хорошо заметно, как на минимальных значениях диафрагмы мылятся буквы. Самая высокая резкость в диапазоне f/8⁠—f/11

Боевой зум 17⁠—55 мм, f/2,8 на фокусном расстоянии 55 мм:

У боевого зума результаты гораздо лучше, резкость оптимальна на диапазоне f/5,6⁠—f/11

Несмотря на схожесть в диапазонах значений, качество резкости тоже отличается — у портретника много «мыла», тогда как у зума более ровная градация, а мыльность не такая сильная.


P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы