Просто как частное лицо вы можете писать о чём угодно в рамках закона. Для этого есть личный блог: здесь по определению ваше личное мнение. Полно случаев, когда люди рассказывали в блоге о медицине и были востребованы — от антипрививочников до биохакеров.

В медицинских редакциях, скорее всего, у вас потребуют учёную степень. Одна из причин — политика некоторых поисковиков. Например, у Гугла есть регламент EEAT, который требует от сайтов медицинской тематики, чтобы советы давал человек с авторитетом, опытом, репутацией, в общем — профессор. В редакции, может быть, и рады были бы взять вашу статью, но если у вас нет учёной степени, Гугл заминусует такую статью. Получается, что даже если у вас толковый и действенный совет, без значка «доктор наук» его нет смысла публиковать.

И отдельно есть философский вопрос: кто отвечает за последствия действий читателя после контакта с вашим материалом? Разберём пару примеров.

Вы пишете про мигрень и советуете человеку пить ибупрофен, чтобы купировать приступ. Человек пил ибупрофен как не в себя, у него начались проблемы с желудком. Может ли он привлечь вас к ответственности за недостоверную информацию? Если вы его врач, то может. Если вы написали об этом у себя в блоге, то какой с вас спрос?

Вы экономист. Год назад вы говорили, что доллар будет стоить 200 рублей, а в России не будет продуктов питания. Кто‑то из ваших читателей купил еды на год и долларов на все деньги. С тех пор его сбережения обесценились на 40%, а половина еды испортилась. Можно ли вас привлечь к ответственности?

Задание со звёздочкой: вы пишете про низкую эффективность масок для защиты от ковида и несоразмерный риск развития других заболеваний. Вы — доктор наук, профессор, автор сотни научных публикаций о респираторных заболеваниях. Можно ли вас привлечь к юридической ответственности? Можете ли вы лишиться работы? Можно ли вас лишить трибуны через бан в соцсетях? Условия: вы живёте в США, на дворе 2020‑й год. Как изменится ситуация в 2023‑м году? Джаст самсинг ту синк эбаут.

Помимо юридической ответственности есть репутация, популярность, внимание рекламодателей. Вы можете не быть врачом, но вести суперпопулярный блог о здоровье и продавать рекламу каких‑нибудь волшебных порошочков. Кто‑то будет говорить, что вы гомеопат и нехороший человек; а кто‑то другой будет вашим фанатом. И условный «Пфайзер» не купит у вас рекламу, а условный «Гомеонатурпродукт» купит. И еще не очевидно, чей рекламный контракт будет выгоднее.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы