Школа
Текст

Как читатель узнает себя в Джордже Клуни?

Вы в аудиокниге «Ясно, понятно», в главе «Что говорим и что показываем» очень хорошо и на примерах объяснили: эмоциональное — иллюстрируем, рациональное — пишем текстом. И вы привели много примеров об «Эпл», кофемашине и гриле.

Но у меня возникла несостыковка. Ведь, согласно логике предыдущих глав, читатель должен узнать себя. А как читатель узнает себя в Джордже Клуни в красивой квартире? Или с художниками, которые пользуются айпадом? Почему это работает?

Ведь, если я правильно понял прошлые главы, читатель должен сказать: «Я не Клуни, я живу в хрущевке, я не умею рисовать, у меня нет дорогого костюма под дорогие часы». Но магия правда работает и мне правда хочется купить, несмотря на это! Объясните, пожалуйста, в чем секрет?

Читатель
8 окт 2023
👁 3972  
Текст

Как читатель узнает себя в Джордже Клуни?

Вы в аудиокниге «Ясно, понятно», в главе «Что говорим и что показываем» очень хорошо и на примерах объяснили: эмоциональное — иллюстрируем, рациональное — пишем текстом. И вы привели много примеров об «Эпл», кофемашине и гриле.

Но у меня возникла несостыковка. Ведь, согласно логике предыдущих глав, читатель должен узнать себя. А как читатель узнает себя в Джордже Клуни в красивой квартире? Или с художниками, которые пользуются айпадом? Почему это работает?

Ведь, если я правильно понял прошлые главы, читатель должен сказать: «Я не Клуни, я живу в хрущевке, я не умею рисовать, у меня нет дорогого костюма под дорогие часы». Но магия правда работает и мне правда хочется купить, несмотря на это! Объясните, пожалуйста, в чем секрет?

Читатель
8 окт 2023
👁 3972  
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 13
13
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Представьте два пути, по которым идёт сигнал:

Увидел → почувствовал → осознал

Прочитал → осознал → может быть, почувствовал

Представьте, что вы столкнулись с рекламным видеороликом, в котором Джордж Клуни в красивом костюме пьёт кофе из кофемашины «Неспрессо». Вы сначала видите красивый интерьер, привлекательного мужчину, уверенного в себе и благополучного. Вы чувствуете к нему симпатию или желание быть на него похожим. Теперь вам нужно что‑то осознать, то есть сделать вывод. Но вы не можете сделать вывод в духе «Этот кофе сделает меня Джорджем Клуни, а моя хрущевка превратится в пентхаус», потому что вывод не должен быть логически противоречивым. Скорее вы сделаете вывод в духе «Мне нужна эта кофемашина, потому что это удобно».

Теперь обратная ситуация: вы читаете какую‑то статью и видите сбоку текстовый банер. Каким должен быть его заголовок, чтобы вы обратили на него внимание? Вот несколько идей:

Кофемашина для маленькой кухни

Кофемашины от 2000 рублей

Надежные кофемашины Nespresso

Если какой‑то из этих заголовков совпал с вашими осознанными потребностями, вы с какой‑то вероятностью перейдете по объявлению. Например, вы живете в маленькой квартире и у вас нет места для большой кофемашины. Тогда вам подойдет заголовок про маленькую кухню. А если бы в заголовке было «Стань Джорджем Клуни с этой кофемашиной», на рациональном уровне это было бы бредом. Может быть, читатель на это кликнет, но скорее ради любопытства. А если всё то же самое рассказано через изображения, оно не воспринимается как бред.

Получается так:

Показываешь мечту, рассказываешь о реальности

Бывает, что видеореклама или плакаты изображают потребителя, какой он сейчас — например, любая реклама, где изображена домохозяйка со вкусным супом и полной семьей. Но даже тогда образ женщины и ее дома слегка идеализирован. Это не документальная съемка реальной хрущевки, а тщательно выстроенный кадр с правильным светом, цветом и фактурой. И дальше к этой хозяйке приходит симпатичный, а не опустившийся муж, а рядом — ухоженные дети с горящими глазами, а не сутулые измученыши с темными кругами под глазами, которых всё равно не видно из‑за смартфонов.

И, разумеется, бывают исключения. Но они делаются для какой‑то цели. Хороший пример — реклама «МММ», где Лёня Голубков был намеренно «свой»:

'_cover.jpg' not found
Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 13
13
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы