Посмотрим, что влияет на рост соцсетевого канала, помимо непосредственно материалов и продвижения.
Насколько горяча тема? В обществе постоянно накапливается раздражение и неразрешённые проблемы. Когда кто‑то предлагает решение в виде контента, мы видим всплеск интереса. Примеры:
Когда я начинал работать редактором, тема простого и ясного текста будоражила людей. Удаление лишних слов без потери смысла производило впечатление. Спустя 15 лет это уже фоновое знание и этим никого не удивишь.
Лет десять назад в лексиконе не было слов «зумеры» и «миллениалы», не было такого яркого конфликта поколений — по крайней мере, о нём не писали в интернете. Сейчас этот конфликт настолько на языке, что «зумер» — это слово 2025‑го года. Стремительно взлетают блогеры, которые комментируют этот конфликт.
Интерес к эпидемиологии взлетел до небес в 2020 году, а к военблогерам — в 2022.
Тогда же в 2020‑2021 году мы наблюдали пик интереса к психологии, потому что на слуху была тема выгорания из‑за удалённой работы.
Если ваш эксперт не «седлает тему», то взрывному росту интереса просто неоткуда взяться. Нужно ли бегать за хайпом — вопрос отдельный.
Как выглядит ваш эксперт? Неприятная правда в том, что к привлекательным людям внимания больше, чем ко всем остальным. Привлекательность бывает разной:
сексуальность, признаки половозрелости;
одежда, макияж, общая ухоженность;
харизма, признаки уверенности в себе;
наглядная компетентность, способность демонстрировать свою работу на публику;
признаки успешности, богатства, безопасности;
наверняка что‑то ещё.
Условно, вам будет намного проще растить канал, если ваш эксперт — двадцатидвухлетняя ухоженная юная леди, от которой не оторвать взгляд на сцене благодаря её харизме и уверенности. И наоборот — если ваш эксперт не любит выступать, плохо смотрится в кадре или явно страдает от хронических заболеваний. Такие вот мы поверхностные люди, что хотим смотреть на половозрелых, здоровых и успешных.
В какую часть аудитории вы метите? Есть эксперты, работающие с «низом рынка», то есть с начинающими и некомпетентными. Есть те, кто работает с более компетентными, а их по определению меньше. На примере психолога:
Есть популярные психологи — те, кто рассказывают о психологии тем, кто сам к психологам не ходит. У них будет самая массовая аудитория.
Можно работать с аудиторией, которая имеет опыт психотерапии. Это, условно, 1% от аудитории популярных психологов.
Можно обучать будущих психологов или быть их супервизором — это 1% от предыдущего этапа.
А можно обучать супервизоров — это ещё одно умножение на 1%.
В итоге тренер супервизиров работает с аудиторией на шесть порядков меньше, чем популярный психолог. И все они меркнут в сравнении с хорошим тарологом, нумерологом, астрологом или колдуном.
Сколько времени вы этим занимаетесь? Популярные блогеры, с которыми вы себя сравниваете, скорее всего занимаются своей работой давно и много.
Например, золотой стандарт «Ютуба» до первых ста тысяч подписчиков — это три‑пять лет еженедельного производства осмысленных интересных видео. То есть первые год‑два и примерно первая сотня видеороликов будут сняты «в пустоту», для небольшого круга зрителей.
Популярные каналы в «Телеграме» тоже имеют многолетнюю историю. Для большинства из них прирост на пару тысяч подписчиков в месяц — это хороший результат. Сколько нужно времени, чтобы набрать 100 тысяч — посчитайте сами.
Сравнивая только что созданный канал с каналом‑долгожителем, помните об этой безжалостной математике.
В итоге, если вам в 2025 году досталась спокойная бабушка — супервизор психологов, то против вас буквально все звёзды: психология давно не в тренде, супервизия нужна малой доле рынка, а бабушка вряд ли будет кривляться перед камерой за лайки. И ничего вы с этим не сделаете, хоть обпродвигайтесь.
Остаётся практиковать смирение.