x
 
Артём
23 июня 2014

Что такое профессиональная этика?



В бюро нет слу­чай­ных людей. Вокруг бюро хоро­шие и умные люди — дизай­неры, тех­но­логи, редак­торы, мене­джеры. Вме­сте с нами они пишут в Советы и читают Дизайн‑собаку. Мы куль­ти­ви­руем зна­ния и про­фес­си­о­на­лизм. Это при­вле­кает людей в бюро — никто не рабо­тает ради зар­платы и соцпакета.

Гло­баль­ная задача бюро и моя лич­ная задача — спо­соб­ство­вать пре­вра­ще­нию дизайна из непред­ска­зу­е­мого кол­дов­ства и ремесла в про­фес­сию и мето­до­ло­гию, кото­рой можно научиться и научить при доста­точ­ном усердии.

Когда мы при­ни­маем новичка на работу, нас вол­нуют не столько его  «коор­ди­наты» — теку­щее состо­я­ние его зна­ний и навы­ков, сколько его  «век­тор» — в каком направ­ле­нии и с какой ско­ро­стью он дви­жется. Если он еди­но­мыш­лен­ник бюро, то наши век­торы сов­па­дают. Если у него «под хво­стом тур­бина» в смысле инте­ре­сов и про­фес­сии, то нови­чок будет раз­ви­ваться и расти с уди­ви­тель­ной скоростью.

По реше­ниям, поступ­кам и пове­де­нию новичка в бюро быстро ста­но­вится ясно — наш чело­век или нет. Слу­чай­ные люди не могут быть еди­но­мыш­лен­ни­ками. Еди­но­мыш­ле­ние опре­де­ля­ется не зна­нием закона Фиттса или отно­ше­нием к под­чёр­ки­ва­нию ссылок.

При­шло время сфор­му­ли­ро­вать кодекс бюрош­ника, опре­де­ля­ю­щий отно­ше­ние к себе, соб­ствен­ной работе, кли­ен­там, день­гам, сво­ему учи­телю и ученикам.

1. Философия полезного действия

В дизайне, про­ек­тах, управ­ле­нии людьми, карьере, обра­зо­ва­нии и даже в лич­ной жизни бюрош­ник руко­вод­ству­ется цен­траль­ным поня­тием пользы.

Чело­век — соци­аль­ное суще­ство. Он полу­чает мате­ри­аль­ное и мораль­ное воз­на­граж­де­ние от дру­гих людей только одним из трёх способов:

  • насильственным,

  • паразитическим,

  • при­нося пользу и умень­шая вред дру­гим людям.

По этим трём сце­на­риям постро­ены все виды чело­ве­че­ских отно­ше­ний: пред­при­ни­ма­тель­ство, наука и тех­ника, эко­но­мика, поли­тика, семья, и, конечно, дизайн.

Бюрош­ник созна­тельно выби­рает для себя путь пользы. Свои реше­ния в дизайне, про­ек­тах, деле­ги­ро­ва­нии пол­но­мо­чий, обра­зо­ва­нии и карьере он при­ни­мает, исходя из жела­ния посто­янно уве­ли­чи­вать соб­ствен­ное полез­ное дей­ствие, то есть цен­ность для мира.

Это не озна­чает, что бюрош­ник — сле­пой аль­тру­ист. Свой путь он выби­рает в соот­вет­ствии с лич­ными инте­ре­сами и пред­по­чте­ни­ями, забо­тится о себе и своей семье.

Бюрош­ник — капи­та­лист. Плох тот бюрош­ник, кото­рый не думает, как выжать мак­си­маль­ный эффект из своих про­дук­тов и лич­ного вре­мени. В этом суть всех рабо­то­спо­соб­ных систем, только в наших систе­мах нет наси­лия и паразитизма.

Полез­ное дей­ствие — глав­ный кри­те­рий при­ня­тия реше­ний. Руко­вод­ству­ясь поль­зой, бюрош­ник выби­рает и над­пись на кнопке, и сво­его преемника.

2. Перфекционизм

Бюрош­ник стре­мится сде­лать работу наи­луч­шим обра­зом и нико­гда не идёт на ком­про­миссы в каче­стве. Бюрош­ник имеет про­фес­си­о­наль­ную гор­дость. Бюрош­ник — перфекционист.

Как ни пара­док­сально, пер­фек­ци­о­низм никак не свя­зан с опла­той, зада­чей, кли­ен­том, успе­хом. Бюрош­ник не может созна­тельно сде­лать плохую работу, даже если ему не запла­тили, а кли­ент ока­зался послед­ней сво­ло­чью. Всё это оста­ётся в парал­лель­ной все­лен­ной. Каче­ство работы — это все­гда вопрос отно­ше­ния к себе.

Для бюрош­ника уни­зи­тельно хал­ту­рить. Он поте­рял бы к себе ува­же­ние, делая работу «не хуже других».

Те, кто готовы рабо­тать «на тро­ечку», не бес­по­коят бюрош­ника — необя­за­тельно иметь с ними дело. Дизай­нер, вер­сталь­щик, бари­ста, сек­ре­тарь или дирек­тор завода, созна­тельно рабо­та­ю­щие впол­силы, не ува­жают себя и свою жизнь.

Бюрош­ник не путает пер­фек­ци­о­низм с иде­а­лиз­мом. Луч­ший про­дукт — рабо­та­ю­щий про­дукт. Пер­фек­ци­о­низм не может слу­жить оправ­да­нием для уве­ли­че­ния бюд­жета или срока кли­ент­ского про­екта. Поэтому в бюро исполь­зу­ется ФФФ. Свои уме­ния и изоб­ре­та­тель­ность бюрош­ник упо­треб­ляет на то, чтобы выпу­стить про­дукт в срок без ущерба для качества.

Полезно пом­нить, что пер­фек­ци­о­низм — это выбор вселенной.

Если бы все­лен­ная вела себя, как тро­еч­ник, наша пла­нета состо­яла бы из пыли и ядо­ви­того газа. В луч­шем слу­чае, на ней бы бегали хищ­ные крысы или росли гриб­ные коло­нии. Но вопреки всему, в среде хаоса, все­лен­ная сохра­няет и куль­ти­ви­рует самое луч­шее: жизнь, разум, про­гресс, архи­тек­туру, куль­туру, науку и технику.

Хал­тура — смерт­ный грех бюрошника.

3. Постоянное движение вверх

Бюрош­ник силён духом и пре­дан делу. Он посвя­щает свою жизнь росту в про­фес­сии и вкладу в раз­ви­тие самой про­фес­сии. Бюрош­ник пом­нит об огра­ни­чен­но­сти жизни.

Бюрош­нику не мешают зима, ави­та­ми­ноз, аренд­ная ставка и цены на фрукты. Он знает, что жиз­нен­ный ком­форт при­дёт позд­нее в обмен на успехи в про­фес­сии. Сидит ночами и гры­зёт задачу, пока есть моло­дые силы. Послед­ние деньги отдаст за книгу Тафти, а не за путёвку в Тур­цию. А если за путёвку — то в Лон­дон, для рас­ши­ре­ния дизай­нер­ского кру­го­зора. Соот­вет­ственно росту к дизай­неру при­хо­дят деньги, путе­ше­ствия по выход­ным и фуа­гра с трю­фе­лями, бес­стыдно нама­зан­ные друг на друга.

Если моло­дой спе­ци­а­лист заду­мы­ва­ется о пере­езде в Таи­ланд, это знак, что его слиш­ком рано оза­бо­тил лич­ный ком­форт. Его пре­льщают море, дешё­вые фрукты и пред­став­ле­ния о халяв­ной рай­ской жизни. Кар­тинка с пля­жем и голу­бым морем засло­няет в мозгу люби­мое дело, затем и реаль­ные резуль­таты работы. Про­фес­си­о­нал потерян.

Бюрош­ник лезет с аль­пен­што­ком на гору зна­ний, дизай­нер с таи­лан­дом в голове пры­гает с сач­ком по полянке раз­вле­че­ний. Соста­рятся оба, но только один ока­жется на горе, а дру­гой всё там же, на равнине.

Бюрош­ник пла­ни­рует свою жизнь. Моло­дые силы и спо­соб­ность рабо­тать по ночам умень­ша­ются со вре­ме­нем. Поэтому как только бюрош­ник освоил азы про­фес­сии и стал хоро­шим испол­ни­те­лем, он тут же учится деле­ги­ро­вать задачи, чтобы уве­ли­чи­вать соб­ствен­ную пользу без ущерба для каче­ства. Коман­до­ва­ние отря­дом для выпол­не­ния задачи — физи­че­ски самая слож­ная часть карьеры.

Если у бюрош­ника не будет пре­ем­ни­ков, не будет и про­дол­же­ния карьеры: ведь в какой‑то момент не оста­нется сил вести людей на амбра­зуры. Пер­спек­тива — пен­сия и дауншифтинг.

Поэтому к моменту зре­ло­сти бюрош­ник дол­жен иметь пять‑шесть пре­ем­ни­ков. Пре­ем­ники осво­бож­дают руки бюрош­ника для пере­хода на «идей­ный» уро­вень в про­фес­сии, когда польза от пере­дачи зна­ний и опыта начи­нает пре­вы­шать пользу от лич­ного уча­стия в работе. Гусе­ница пре­вра­ща­ется в бабочку, веду­щий дизай­нер — в арт‑директора.

Гора зна­ний помо­гает бюрош­нику пла­ни­ро­вать соб­ствен­ный рост. Но без «тур­бины под хво­стом» на гору не забраться. Все осталь­ные бюрош­ники должны посто­янно ощу­щать её жар, дым и дав­ле­ние. Лич­ное усер­дие помо­жет обойти всех вун­дер­кин­дов и осво­ить самые фан­та­сти­че­ские умения.

Застой — смерт­ный грех.

4. Любознательность и культ знаний

Бюрош­ник любо­зна­те­лен, для него не суще­ствует неин­те­рес­ных тем и скуч­ных задач. В дизайне и инже­нер­ном деле рабо­тают все зна­ния о мире: научно‑тех­ни­че­ские, гума­ни­тар­ные, куль­тур­ные, худо­же­ствен­ные. Бюрош­ник может ска­зать: «Я не раз­би­ра­юсь в граф­фити», но не может ска­зать: «Мне неин­те­ресно граф­фити». Воз­можно: «Я не знаю исто­рию». Нико­гда: «Мне неин­те­ресна история».

Нико­гда нельзя ска­зать зара­нее, какое зна­ние при­го­дится в буду­щем. Поэтому бюрош­ник всю жизнь копит наблю­де­ния, впе­чат­ле­ния и откры­тия. Куль­ти­ви­рует гра­мот­ность, уст­ный и пись­мен­ный язык и эсте­ти­че­ский вкус.

Бюрош­ник читает книги, кол­лек­ци­о­ни­рует повсе­днев­ные наблю­де­ния из про­гу­лок и поездок.

Бюрош­ник пре­зи­рает агно­сти­цизм, сред­не­ве­ко­вый мисти­цизм и сно­бизм в про­фес­сии. Вдох­но­ве­ние — для люби­те­лей. Бюрош­ник верит, что дизайну можно учиться и учить.

В сред­ние века мастера хра­нили сек­реты ремесла. В бюро всё нао­бо­рот — бюрош­ник спе­шит делиться наход­ками: про­во­дит семи­нары для кол­лег, пишет советы, пуб­ли­кует наблю­де­ния на сайте бюро, высту­пает с докла­дами. Орга­ни­зует про­фес­си­о­наль­ный кру­жок или кон­фе­рен­цию в своём городе.

Бюрош­ник умеет смот­реть в лицо правде, если реаль­ность про­ти­во­ре­чит его иде­а­лам. Все­гда сохра­няет скеп­ти­цизм и кри­ти­че­ский взгляд, но не поз­во­ляет им стать поме­хой к новым знаниям.

Зна­ния — бес­смерт­ный след про­фес­си­о­наль­ной жизни бюрошника.

Рав­но­ду­шие — смерт­ный бюро­ш­ный грех.

5. Отношение к клиенту

Бюрош­ник все­гда пом­нит, что его про­фес­сия — сер­вис, и он рабо­тает для клиента.

Польза для кли­ента выше всего. Бюрош­ник нико­гда не возь­мётся за ком­мер­че­ский про­ект, если не верит в его рабо­то­спо­соб­ность и не пони­мает, как кли­ент вер­нёт свои вло­же­ния. Даже если кли­ент убеж­дён в пользе и при­шёл с баб­лом напе­ре­вес, бюрош­ник нико­гда не пой­дёт на ком­про­мисс с совестью.

Кли­ент ста­вит задачу про­фес­си­о­налу. Он зака­зы­вает услугу и ждёт хоро­ший сер­вис. Чело­ве­че­ские отно­ше­ния постро­ены на ожи­да­ниях, и пер­вым делом нужно узнать — чего же именно ждёт клиент.

Бюрош­ник изу­чает и прак­ти­кует прин­ципы хоро­шего сер­виса. Он выяс­няет и фор­ми­рует ожи­да­ния кли­ента. Во всех внут­рен­них и внеш­них отно­ше­ниях бюро дей­ствует прин­цип «Лучше недо­обе­щать, чем переобещать».

Бюрош­ник ком­му­ни­ка­бе­лен и посто­янно совер­шен­ствует искус­ство пере­го­во­ров. Бюрош­ник слу­шает кли­ента, не упор­ствует в кон­флик­тах, не мало­душ­ни­чает, не ведёт себя как тряпка.

Бла­го­даря фило­со­фии полез­ного дей­ствия бюрош­ник видит суть про­ти­во­ре­чий, умело пре­вра­щает лич­ный кон­фликт в тех­ни­че­скую дизай­нер­скую задачу.

Бюрош­ник нико­гда не отзы­ва­ется снис­хо­ди­тельно о своём кли­енте при обще­нии с кол­ле­гами или дру­гими клиентами.

Гор­дыня — смерт­ный грех.

6. Метод

Бюрош­ник нико­гда не изме­няет своим мето­дам ради отно­ше­ний с клиентом.

Сле­до­ва­ние соб­ствен­ной мето­до­ло­гии отли­чает про­фес­си­о­нала. Бюрош­ник не дол­жен поз­во­лять кли­енту решать за себя, как именно делать работу. Дости­же­ние резуль­тата — это интим­ный про­фес­си­о­наль­ный про­цесс, кото­рый опре­де­ляет сам дизай­нер или его стар­ший коллега.

Если по методу работа начи­на­ется с пони­ма­ния задачи, не пере­хо­дите к маке­там по насто­я­нию кли­ента. Если все­гда рису­ете глав­ную стра­ницу в конце про­екта, не начи­найте с неё в угоду гене­раль­ному дирек­тору. Если все­гда сами пере­да­ёте макеты и ука­за­ния в про­из­вод­ство, не отда­вайте их через кли­ента из‑за орга­ни­за­ци­он­ных трудностей.

Бюрош­ник посто­янно ищет спо­собы улуч­шить про­фес­си­о­наль­ные при­ёмы и про­це­дуры, опти­ми­зи­рует лич­ную дея­тель­ность. Методы посто­янно меня­ются с ростом опыта и зна­ний. Если бюрош­ник не пред­ла­гает улуч­ше­ний в соб­ствен­ной работе или работе кол­лег, это при­знак застоя и равнодушия.

7. Личная ответственность и предприимчивость

Бюрош­ник при­ни­мает на себя ответ­ствен­ность за всё, что про­ис­хо­дит в его жизни, работе и про­ек­тах. Бюрош­ник само­сто­я­тельно мыс­лит и дей­ствует, не жалу­ется и не оправдывается.

От идеи до вопло­ще­ния — труд­ная дорога. Реаль­ность все­гда мешает сде­лать дело. Бюрош­ник хорошо пони­мает, что  «делать» и «сде­лать» — прин­ци­пи­ально раз­ные вещи.

Поэтому бюрош­ник посто­янно учится пре­вра­щать зада­ние в при­ня­тую работу, план про­екта — в реаль­ный про­дукт, про­блемы — в реше­ния, идеи — в реаль­ность. Бюрош­ник идёт путём предпринимателя.

Как хоро­ший пред­при­ни­ма­тель, бюрош­ник не ищет гра­ницы своей ответ­ствен­но­сти. Даже если в сор­тире грязно — это задача в его компетенции.

В обще­при­ня­той куль­туре людей застав­ляют рабо­тать. Неважно как — учё­том при­сут­ствия в офисе, кон­тро­лем мене­дже­ров, запре­том Аськи и Одно­класс­ни­ков, стро­гим взгля­дом дирек­тора, штра­фами за опоз­да­ние, бес­плат­ными обе­дами и печеньем.

Бюрош­ник умеет рабо­тать сам. Он сам опре­де­ляет, где ему жить, длину сво­его рабо­чего дня, коли­че­ство выход­ных и отпусков.

Бюрош­ник не гово­рит и не пока­зы­вает, как много он рабо­тает. Никто не сле­дит за его дис­ци­пли­ной и посе­ща­е­мо­стью. Имеет зна­че­ние только резуль­тат, поэтому его отсут­ствие нечем прикрыть.

Такая сво­бода не для всех. Боль­шая часть фри­лан­се­ров — обыч­ные без­от­вет­ствен­ные люди. При малей­шей про­блеме они про­сто пропадают.

Бюрош­ник лицом встре­чает все трудности.

8. Деньги

Бюрош­ник — при­мер чисто­плот­ного и раци­о­наль­ного отно­ше­ния к деньгам.

Бюрош­ник — капи­та­лист. Бюрош­ник пре­дан сво­ему делу не из‑за денег, но пони­мает, что деньги, во‑пер­вых, ресурс рабо­то­спо­соб­ных систем, то есть часть про­фес­сии, кото­рой он занят. Во‑вто­рых, это каче­ство жизни его семьи.

Как все капи­та­ли­сты, бюрош­ник хочет много зара­ба­ты­вать. Он свя­зы­вает своё бла­го­со­сто­я­ние с успе­хами в про­фес­сии, поэтому в начале пути готов к лише­ниям, а в зре­ло­сти не торо­пится на пен­сию (уход в боль­шую ком­па­нию с печень­ками — раз­но­вид­ность пенсии).

Двух­сто­рон­ние финан­со­вые вопросы для бюрош­ника — как вра­чеб­ная тайна или тайна испо­веди. Финан­со­вая тайна интимна и свята.

Бюрош­ник нико­гда не рас­про­стра­ня­ется о своих дохо­дах и о сумме бюро­ш­ных кон­трак­тов. Бюрош­ник пре­се­кает раз­го­воры на эту тему с дру­гими кли­ен­тами и кол­ле­гами. Это не его тайна.

Финан­со­вые отно­ше­ния — пред­мет лич­ных пере­го­во­ров и оце­нок двух сто­рон. В этих отно­ше­ниях не участ­вуют тре­тьи лица, кол­леги, проф­со­юзы или дру­гие кли­енты. Един­ствен­ный аргу­мент бюрош­ника при обсуж­де­нии зар­платы или суммы про­екта — его соб­ствен­ная польза. Всё иное оскорб­ляет его пред­при­ни­ма­тель­ский дух.

Бюрош­ник не даёт и не берёт денег за посред­ни­че­ство и тай­ное свод­ни­че­ство. Откаты, взятки и комис­сии — про­фес­си­о­наль­ное табу. Да, мы слы­шали, что такое где‑то бывает.

Бюрош­ник не мело­чится с кли­ен­том и кол­ле­гами. В бюро не зажи­мают исход­ники и пере­дают права на всё, что сде­лано в опла­чен­ное кли­ен­том время, неза­ви­симо от исхода отно­ше­ний. В бюро не выста­вят счёт за допол­ни­тель­ную фото­сес­сию, кото­рую решил про­ве­сти арт‑дирек­тор. Бюрош­ник нико­гда не эко­но­мит на звон­ках по делу: если на связь ухо­дит слиш­ком много, он обсу­дит повы­ше­ние зарплаты.

Жад­ность — смерт­ный грех.

9. Репутация

Бюрош­ник — обра­зец такта. Он забо­тится о своей репу­та­ции, огра­ни­ченно и осмот­ри­тельно участ­вует в дис­кус­сиях, кон­фе­рен­циях и соци­аль­ных сетях. Не «срёт в каментах».

Бюрош­ник нико­гда не ока­жется в роли моськи: «Вот то‑то мне и духу при­даёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в боль­шие забияки».

Бюрош­ник не оце­ни­вает пуб­лично работу кол­лег в ком­па­ниях кон­ку­рен­тов. Исклю­че­ния — откры­тое при­зна­ние чужих заслуг, про­фес­си­о­наль­ные рецен­зии по просьбе авто­ров, закры­тые обра­зо­ва­тель­ные дискуссии.

Бюрош­ник ува­жи­тельно отзы­ва­ется о своих кли­ен­тах и ни с кем не обсуж­дает отно­ше­ния с ними.

Бюрош­ник пом­нит и чтит свою альму‑матер. Про­фес­си­о­нал нико­гда не изли­вает желчь на место, в кото­ром начал карьеру, несмотря на любые обиды. Про­фес­си­о­нал не пере­ма­ни­вает кли­ен­тов и сотруд­ни­ков у альмы‑матер, если те сами не про­явили ини­ци­а­тивы. Бюрош­ник нахо­дит своих кли­ен­тов и рас­тит своих сотрудников.

10. Религия и политические взгляды

Рели­гия и поли­ти­че­ские убеж­де­ния бюрош­ника не имеют закон­ной силы в про­фес­си­о­наль­ной работе.

Во‑пер­вых, рели­гия и поли­тика не имеют зна­че­ния. Работа бюрош­ника оце­ни­ва­ется только с точки зре­ния пользы, про­фес­си­о­на­лизма и обще­че­ло­ве­че­ских ценностей.

Во‑вто­рых, бюрош­ники не допус­кают рели­гию и поли­тику в про­фес­сию и рабо­чие отно­ше­ния. Рели­гия может стать огра­ни­че­нием задачи, напри­мер дизайна упа­ковки халяль­ной бара­нины, но не может стать огра­ни­чи­те­лем про­фес­си­о­наль­ных зна­ний. Бюрош­ник может участ­во­вать в поли­ти­че­ской жизни, но не ста­нет зани­маться аги­та­цией среди коллег.

Бюрош­ник занят работой.

11. Отношение к бюро

Каж­дый бюрош­ник куль­ти­ви­рует соб­ствен­ную область зна­ний. Луч­шие бюрош­ники ста­но­вятся пре­по­да­ва­те­лями своих дис­ци­плин, полу­чают авто­ри­тет и признание.

Бюро не скры­вает имён и не боится их про­дви­гать. Каж­дый курс и руб­рика в «Сове­тах» имеют лицо. При жела­нии бюрош­ник легко откроет своё дело.

Но бюрош­ник знает, что его сила в еди­но­мыш­лен­ни­ках, а сила его зна­ний — в связи с дру­гими обла­стями. Все дис­ци­плины бюро свя­заны общей идео­ло­гией, тер­ми­но­ло­гией, при­ё­мами и фон­дом при­ме­ров. Если он поте­ряет связь с кол­ле­гами, его зна­ния поте­ряют цен­ность, акту­аль­ность и охват, ста­нут вторичными.

Поэтому бюрош­ники сов­местно создают общую плат­форму полу­че­ния и пере­дачи зна­ний через курсы, школу ста­жё­ров и буду­щие про­дукты. Насто­я­щие и быв­шие бюрош­ники попу­ля­ри­зи­руют зна­ния, пре­по­да­ва­те­лей и обра­зо­ва­тель­ные про­екты бюро, исполь­зуя свои спо­соб­но­сти и влияние.


Кодекс бюрош­ника будет меняться и допол­няться. Его задача — вос­пи­тать нович­ков и све­рить часы с единомышленниками.

Я искренне верю, что подоб­ными внут­рен­ними уста­нов­ками руко­вод­ству­ются все насто­я­щие про­фес­си­о­налы, поэтому вме­сто слова «бюрош­ник» можно под­ста­вить назва­ние любой про­фес­сии. Мы при­вет­ствуем рас­про­стра­не­ние этих идей. Будем рады, если вы адап­ти­ру­ете этот кодекс к соб­ствен­ной компании.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Александр Пополднев
23 июня 2015

Благодарю за такой подробный и интересный материал. Не будете ли вы против, если я возьму этот кодекс и частично переработаю под себя для личного пользования? (я понимаю, что я могу сделать и без вашего ведома, но считаю нужным спросить разрешения на пользование вашим интеллектуальным трудом)


9 сентября 2015

Александр!

В постскриптуме вы найдёте ответ :-)

Роман Иванов
26 апреля 2020

Вы писали: «Если у бюрошника не будет преемников, не будет и продолжения карьеры: ведь в какой‑то момент не останется сил вести людей на амбразуры. Перспектива — пенсия и дауншифтинг».

Возможно я ошибаюсь, но тут другая причинно-следственная связь. Если пенсию приносят последователи — то использующий их превращается в паразита.

На мой взгляд, есть несколько путей:
- Либо нужно стать настолько компетентным, что тебе платят за твою экспертизу - передачу знаний.
- Либо надо стать настолько компетентным, что тебе доверяют заказчики более высокого класса, что создаёт для тебя возможность набирать команду из разных специалистов.
- Что-то третье.

Т. е. деньги приносит не наличие последователей, а больший уровень компетенции. По крайней мере, мой опыт говорит: люди платят за то, что ты экономишь им их мыслетопливо.

Глеб Кемарский
27 апреля 2020

Роман, мне кажется, Артём поясняет свой тезис в следующем абзаце и это пояснение созвучно вашему:

> Преемники освобождают руки бюрошника для перехода на «идейный» уровень в профессии, когда польза от передачи знаний и опыта начинает превышать пользу от личного участия в работе.

Денис Гуськов
30 апреля 2020

Вопрос по пункту 10 «Религия и политические взгляды».

Допустим, у бюрошника есть убеждённые политические или религиозные взгляды, которые не позволяют взяться за конкретную задачу. Например, редактор начал воцерковляться, а в Бюро заказали проект, посвящённый гороскопам или клинике, которая специализируется на абортах. Как быть бюрошнику, если задача откровенно противоречит убеждениям, и были ли подобные случаи? Бюрошник может отказаться от задачи по соображениям совести?

Мария Токмакова
15 июня 2020

По поводу вопроса об отказе от проекта. Моё мнение — если ваши религиозные убеждения скажутся на качестве проекта, стоит отказаться от него.
В первую очередь, мы — это профессионалы. А профессионал может определить, сделает он работу качественно или нет.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Где грань между «ведущим» и «просто» дизайнером? 7 Как написать хорошее резюме? 6 8 Как в бюро ставят задачи? 6




Недавно всплыло

6 Что лучше использовать: спинер или прогрессбар? 5 Колледж, вуз или Школа бюро, доступный кайф в архитектуре, как устроен Дизайн-буфет, когда откроются продажи Бюросайна 1 Типовые решения в вёрстке. Как форматировать ХТМЛ 9