x
 
Сергей Чикин
24 февраля 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня!

Расскажи про анатомию букв. Какие буквы шрифтовик рисует первыми, а какие складываются из частей других? Какие буквы или части букв отвечают за характер будущего шрифта? Какие полуовалы (штрихи, сочленения) родственники, а какие — случайно похожи?

Если выдумать новый знак, скажем, как на картинке, как бы он выглядел в Бюросерифе? А в Бюросансе? Какие элементы из каких букв должны повлиять на анатомию этого символа?


В про­шлом совете я рас­ска­зы­вала о харак­тер­ных кирил­ли­че­ских зна­ках. В этом совете я рас­скажу о зна­ках, стро­е­ние кото­рых отли­ча­ется от латин­ских или кириллических.

Шрифт — система дру­жа­щих друг с дру­гом гли­фов. У гли­фов в одном шрифте должна быть одна логика инстру­мента, но сами глифы могут рисо­ваться по‑разному.

Я упо­ми­нала о таком при­мере. Гре­че­ский алфа­вит гораздо старше латин­ского и кирил­ли­че­ского и сна­чала он дик­то­вал раз­ви­тие дру­гих пись­мен­но­стей, напри­мер, лати­ницы. Однако в эпоху Воз­рож­де­ния уже гре­че­ские сим­волы фор­ми­ро­ва­лись ита­льян­скими, фран­цуз­кими и немец­кими типо­гра­фами. Этим можно объ­яс­нить иден­тич­ный или похо­жий на лати­ницу рису­нок про­пис­ных зна­ков, он сохра­нился и до наших дней:

В гре­чице много зна­ков, рису­нок кото­рых пере­шёл и в кирил­лицу

Cтроч­ные знаки в гре­чице раз­ви­ва­лись иначе, но исто­рия евро­пей­ской типо­гра­фики оста­вила свой след и на них. Поэтому обычно гре­чица выде­ля­ется иным мето­дом напи­са­ния знаков:

В каче­ствен­ных шриф­тах строч­ная гре­чица не заим­ствует рису­нок лати­ницы, но сохра­няет с ней связь:

В самой лати­нице есть сим­волы, непо­хо­жие по постро­е­нию на осталь­ные. Напри­мер, цифры.

То, что мы назы­ваем араб­скими циф­рами, на самом деле индий­ские цифры: там они заро­ди­лись. В Европу они попали через Восток, где пре­тер­пели много изме­не­ний. Но до сих пор цифры сохра­нили в себе черты, кото­рые отли­ча­ются от тех же при­выч­ных нам латин­ских или кирил­ли­че­ских знаков.

Эво­лю­ция цифр. Бри­тан­ская энцик­ло­пе­дия

Цифры эво­лю­ци­о­ни­ро­вали парал­лельно с бук­вами, но по‑сво­ему. Поэтому под­ход к рисо­ва­нию цифр отли­ча­ется от рисо­ва­ния букв. Напри­мер, кон­траст в двойке и тройке чаще всего рас­пре­де­ля­ется немного иначе, чем в бук­вах. Одни и те же формы полу­ова­лов в тройке и пятёрке можно нари­со­вать оди­на­ково или совсем по‑раз­ному. В циф­рах много сво­боды для самовыражения:

Неко­то­рые цифры нужно рисо­вать так, чтобы они не спу­ты­ва­лись с бук­вами. Напри­мер, 3 и З, 0 и О, минускуль­ный 0 и строч­ная o. Часто эту задачу решают узкие про­пор­ции цифр, но ино­гда нужны раз­ные рису­нок и контраст:

Такое же непро­стое раз­ви­тие было у мно­гих зна­ков пунк­ту­а­ции, напри­мер, у вопро­си­тель­ного знака или ампер­санда. Еди­ного мне­ния о про­ис­хож­де­нии вопро­си­тель­ного знака нет, а ампер­санд — эво­лю­ци­о­ни­ро­вав­шая форма от букв et.

Формы вопро­си­тель­ного знака и ампер­санда могут быть раз­ными, но все­гда пере­кли­ка­ются с дру­гими гли­фами

На мой взгляд, под­ход к рисо­ва­нию таких зна­ков все­гда ско­рее экс­пе­ри­мен­таль­ный: нет стро­гих инструк­ций, рису­нок зави­сит от общей логики шрифта и сме­ло­сти шрифтовика.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания? Часть 2 Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1




Недавно всплыло

6 Мне трудно отказывать людям, и я не хочу ни с кем портить отношения 13 5 Как быть, если всё моё время уходит на разработку всё новых и новых фич? 1