x
 
Сергей Чикин
24 февраля 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня!

Расскажи про анатомию букв. Какие буквы шрифтовик рисует первыми, а какие складываются из частей других? Какие буквы или части букв отвечают за характер будущего шрифта? Какие полуовалы (штрихи, сочленения) родственники, а какие — случайно похожи?

Если выдумать новый знак, скажем, как на картинке, как бы он выглядел в Бюросерифе? А в Бюросансе? Какие элементы из каких букв должны повлиять на анатомию этого символа?


В прошлом совете я рассказывала о характерных кириллических знаках. В этом совете я расскажу о знаках, строение которых отличается от латинских или кириллических.

Шрифт — система дружащих друг с другом глифов. У глифов в одном шрифте должна быть одна логика инструмента, но сами глифы могут рисоваться по-разному.

Я упоминала о таком примере. Греческий алфавит гораздо старше латинского и кириллического и сначала он диктовал развитие других письменностей, например, латиницы. Однако в эпоху Возрождения уже греческие символы формировались итальянскими, французкими и немецкими типографами. Этим можно объяснить идентичный или похожий на латиницу рисунок прописных знаков, он сохранился и до наших дней:

В гречице много знаков, рисунок которых перешёл и в кириллицу

Cтрочные знаки в гречице развивались иначе, но история европейской типографики оставила свой след и на них. Поэтому обычно гречица выделяется иным методом написания знаков:


В качественных шрифтах строчная гречица не заимствует рисунок латиницы, но сохраняет с ней связь:


В самой латинице есть символы, непохожие по построению на остальные. Например, цифры.

То, что мы называем арабскими цифрами, на самом деле индийские цифры: там они зародились. В Европу они попали через Восток, где претерпели много изменений. Но до сих пор цифры сохранили в себе черты, которые отличаются от тех же привычных нам латинских или кириллических знаков.

Эволюция цифр. Британская энциклопедия

Цифры эволюционировали параллельно с буквами, но по-своему. Поэтому подход к рисованию цифр отличается от рисования букв. Например, контраст в двойке и тройке чаще всего распределяется немного иначе, чем в буквах. Одни и те же формы полуовалов в тройке и пятёрке можно нарисовать одинаково или совсем по-разному. В цифрах много свободы для самовыражения:


Некоторые цифры нужно рисовать так, чтобы они не спутывались с буквами. Например, 3 и З, 0 и О, минускульный 0 и строчная o. Часто эту задачу решают узкие пропорции цифр, но иногда нужны разные рисунок и контраст:


Джерри Леонидас о гречице в шрифтах

Такое же непростое развитие было у многих знаков пунктуации, например, у вопросительного знака или амперсанда. Единого мнения о происхождении вопросительного знака нет, а амперсанд — эволюционировавшая форма от букв et.

Формы вопросительного знака и амперсанда могут быть разными, но всегда перекликаются с другими глифами

На мой взгляд, подход к рисованию таких знаков всегда скорее экспериментальный: нет строгих инструкций, рисунок зависит от общей логики шрифта и смелости шрифтовика.

Шейди Кэрэктерс — проект об истории знаков пунктуации

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Никак не могу определиться со шрифтом для отраслевого технического издания Какие шрифты подойдут для вёрстки журнала про каллиграфию?




Недавно всплыло

Как избежать «эффекта Тильды»? 2 4 7 Как вы проверяете соответствие вёрстки макету 2