Школа
Переговоры

Каждый из трёх братьев нарисовал по логотипу своей компании

Есть крупный заказчик — фармацевтическая компания — в лице трёх принимающих работу директоров‑братьев. Каждый из них нарисовал по логотипу своей компании. Вид у логотипов — ни в сказке сказать, ни пером написать. Все три брата настаивают на том, чтобы все три варианта логотипа присутствовали на сайте.

— Не, ну братьям обидно будет. Размещайте все три логотипа.

Нужен совет.

Николай Малиновский
24 июня 2010
👁 2550   🗩11
Переговоры

Каждый из трёх братьев нарисовал по логотипу своей компании

Есть крупный заказчик — фармацевтическая компания — в лице трёх принимающих работу директоров‑братьев. Каждый из них нарисовал по логотипу своей компании. Вид у логотипов — ни в сказке сказать, ни пером написать. Все три брата настаивают на том, чтобы все три варианта логотипа присутствовали на сайте.

— Не, ну братьям обидно будет. Размещайте все три логотипа.

Нужен совет.

Николай Малиновский
24 июня 2010
👁 2550   🗩11
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Николай, вы оказались в ситуации, когда непонятно, кто принимает решение. У каждого участника своё мнение, и невозможно ни о чём договориться. Такая ситуация может возникнуть в любой момент, даже если при подписании контракта вам казалось, что вы понимаете, чей голос решающий.

Ваша задача: выяснить, кто принимает конечное решение. В вашем случае ситуация осложняется тем, что братья могут сами не знать, кто из них главный по вопросу логотипа.

Как же справиться с этой проблемой?

Если братья сами не уверены, кто главный, то нужно помочь им выяснить это. Например организовать встречу для обсуждения логотипа, на которой бы присутствовали все три брата. Приглашая их на встречу, надо сказать: «У меня возникла проблема с логотипом и я хочу обсудить её со всеми вами, так как мне кажется, что важно учесть мнение всех заинтересованных сторон».

На встрече обязательно надо начать с вашего багажа и повестки. Например так: «У меня возникла проблема. Мне нужно создать логотип, но мнения по поводу того, каким он должен быть, разделились. Я не продумал организационные вопросы заранее и не обсудил с вами принцип утверждения логотипа. Из‑за моей некомпетентности возникли сложности с согласованием, приношу вам за это свои извинения — это целиком моя ответственность (Николай, не бойтесь здесь на себя наговаривать — с этим сложно переборщить). Если вы не возражаете, то на сегодняшней встрече я бы хотел, чтобы мы все вместе обсудили логотип, каким он должен быть, и поняли, кто и как будет принимать решение по его утверждению».

После этого братья начнут высказывать каждый своё мнение и спорить друг с другом. Это то, что вам надо. Однако, если вам в конце встречи ответят «Николай, нарисуйте новый логотип с учётом наших сегодняшних замечаний, а мы потом все вместе его обсудим», то вам обязательно нужно додавить ситуацию — кто и как будет принимать решение? Не бойтесь сказать «нет» и будьте внутренне готовы отказаться от проекта, часто это здорово помогает. Например так: «Я бы очень хотел продолжить работу над проектом, но я просто не знаю, как это можно сделать, если нет одного человека, принимающего решение».

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Николай!

Мне кажется, ваша ситуация чем‑то похожа на притчу о царе Соломоне, когда к нему пришли женщины разрешить спор о живом ребенке. Попробуйте убивать логотипы один за другим: сделайте три варианта дизайна, на каждом по одному из трёх логотипов.

Владимир Соловьёв

Для подобных случаев удобно иметь в договоре пункт, в котором будет указано, какой конкретно человек со стороны заказчика отвечает за принятие решений. Тогда этот вопрос будет всплывать сам собой ещё на уровне подписания договора и стороны заранее будут в курсе.

Илья, интересно, вы пришли к стилю таких переговоров только через опыт? Или, может, есть какая‑то хорошая книга по ведению переговоров с разбором интересных и сложных ситуаций с заказчиком?

Посоветуйте!

А разве строка в договоре — «Заказчик в лице …» — не говорит о том, кто отвечает за принятие решений?

Андрей, это переговоры по системе Кемпа. Джим Кемп придумал великолепную систему и написал о ней замечательную книжку: «Сначала скажите „Нет“».

А вот Артём Горбунов как раз обсуждает эту книгу: http://www.prodengitv.ru/…/2010/03/telecast_10583

Для начала, нужно объяснить братьям, что три логотипа — это перебор, логотип у компании должен быть один. А потом они могут выбрать голосованием (это ещё хорошо, что братьев трое) или сделать новый.

В качестве эксперимента можно попробовать на главной сделать логотипный «рандомайзер», а каждому из крупных разделов назначить постоянную картинку. Стиль страниц соответствующий.
У Студии Лебедева бесконечно много логотипов (по цветовым решениям), и ничего. Все довольны.

Спасибо, Всеволод! Обязательно посмотрю.

Добавлю к сказанному. Договор не решает проблему с разными мнениями братьев.

А вот совет Ильи решает или хотя бы продавливает ситуацию в лучшую сторону.

Николай, разное мнение братьев — не проблема, а дополнительное обстоятельство. Любой минус можно превратить в плюс, было бы желание. И тормозящий фактор станет стимулом: достаточно встать и посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Что логотип должен быть один… не соглашусь, пожалуй. У нашей маленькой студии четыре логотипа, совершенно разные как по форме, так и по фактуре. И ещё будет несколько. Пока никто не жаловался, наоборот.

Составил тезисы книги «Сначала скажите нет» в виде карты: http://bit.ly/bTHb33
Мне это было полезно само по себе, плюс я в них заглядываю перед важными встречами, звонками или письмами. Может и ещё кому пригодится.

Возьмите деньги за 3 логотипа и сделайте каждому брату по логотипу.
И отдельные визитки.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы