Школа
Переговоры

Заказчик просит исправить «вы» на «Вы»

Здравствуйте!

Заказчик просит, чтобы я на сайте поисправлял все «вы», «ваш», «вам» на «Вы», «Ваш», «Вам».

Ссылкой на сводку правил о «Вы» или «вы», проблему не решишь: заказчик твёрдо уверен, что «Вы» будет обязательно льстить его посетителям.

Одним словом, ситуация банальная. Прошу совета: как поступить?

Алексей Черенкевич
2 сен 2010
👁 3398   🗩8
Переговоры

Заказчик просит исправить «вы» на «Вы»

Здравствуйте!

Заказчик просит, чтобы я на сайте поисправлял все «вы», «ваш», «вам» на «Вы», «Ваш», «Вам».

Ссылкой на сводку правил о «Вы» или «вы», проблему не решишь: заказчик твёрдо уверен, что «Вы» будет обязательно льстить его посетителям.

Одним словом, ситуация банальная. Прошу совета: как поступить?

Алексей Черенкевич
2 сен 2010
👁 3398   🗩8
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Алексей, попробуйте позадавать клиенту вопросы. Почему ему кажется важным, как именно написано «вы» на сайте? Что он чувствует, когда видит обращение на «Вы» с большой буквы? А с маленькой? Какая запись приятнее лично ему? Запоминает ли он, читая другие тексты, как именно было написано «вы»? Почему, наконец, ему кажется, что сайт должен льстить посетителям?

Вы можете ненавязчиво поделиться своим мнением, но помните, что клиент, скорее всего, лучше знает свою аудиторию, и выбор того или иного стиля письма может быть обусловлен рациональными причинами.

В целом, в последние годы, на мой взгляд, написание «Вы» с большой буквы сильно себя дискредитировало — в основном стараниями маркетологов. Почти в каждом рекламном буклете или баннере можно встретить обращение на «Вы». В результате такая форма записи выглядит подобострастно, слишком официально, а иногда даже лживо. Поэтому мы в бюро стараемся не использовать обращение на «Вы» в переписке и работах пишем «вы» только с маленькой буквы.

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Если заказчик просит и никакие аргументы на него не действуют, значит, надо переступить через себя и сделать как просят. Нужно понимать, что сайт принадлежит заказчику, и он в праве сделать так, как хочет. Вы можете дать совет, попытаться убедить, но не более.

В портфолио напишите, что сайт наполняется клиентом и забудьте.

А можно попробовать поменять все «вы» на другие слова, например, вместо «специально для вас» писать «специально для наших клиентов» и т. д.

А потом, когда клиент всё же упрется, у вас остается шанс предложить ему написать «Вы» с подобострастным придыханием по остроумному совету Ильи Бирмана (http://ilyabirman.ru/meanwhile/2009/01/03/1/).

Просто замените «вы» на «Вы» в тех случаях, когда обращение в тексте идёт к персоне посетителя. Использование того или иного местоимения зависит от текста, с которым Вы нас не ознакомили, и от аудитории сайта. Например, мы часто делаем сайты для тех, кто в интернете недавно, и для них «Вы» ещё не дискредитировано.

Поэтому остаются два соображения:

  1. Обращение «на Вы» более эффективно с точки зрения конверсии (но Вы можете провести A/B‑тестирование и посмотреть, какое местоимение работает эффективнее).

  2. Заказчик просит Вас сделать изменения. Есть ли у Вас хоть одна причина идти на конфронтацию с заказчиком?

Уважаемые советчики, а что вы думаете про официальный ответ от 2000 года: http://yandex.ru/info/you_full.html?

И ещё одна просьба: вы не могли бы привести ссылку на «сводку правил»?

В шутку предложу заменять «вы» на «Вы», когда посетитель входит в систему. Тогда это будет по правилам — и волки сыты, и овцы целы.

Когда я читаю текст, всегда спотыкаюсь об это «Вы», останавливаюсь и возвращаюсь к нему на секунду. Очень раздражающее свойство этого слова, которое в большинстве случаев вообще ощущается чем‑то странным и ошибочным.

Вообще, я никогда не понимал необходимости разделять «ты» и «вы» и в детстве часто спорил со взрослыми на тему использования того или иного местоимения. Ведь технически должно быть всё равно, что именно ты используешь для обращения, цель существования местоимения — просто обратиться к человеку. Все аргументы про высказывание уважения или признание своего «низшего статуса» перед ним — это какая‑то чушь. Если мне необходимо выделить особенное отношение, это можно сделать самой речью, определенными словами и формулировками. В конце концов, американцы живут без определенных «ты» и «вы» (thou не в счет) и не парятся :) А вот геморроя, связанного с выбором необходимого местоимения, с определением момента когда «может уже на „ты“» и подобными мелочами, которые каждый раз упорно едят мозг, нет.

Кстати, ещё мне никогда не нравилось, как со мной разговаривает техника. Самый ужасный пример — это приказной тон плохо переведенных мобильников («вставить карту», «ждать загрузки»). Чуть лучше, но не менее ужасно — это бюрократическо‑показушный язык (что‑то в стиле «для установки временных настроек вы должны перевести опцию ручного управления временем в положение „вкл“»). Мало того, что хрен разгадаешь, что эта адская машинка имеет в виду, так еще она разговаривает с тобой, как 50‑летняя бухгалтерша. Я с этим телефоном уже года два вместе хожу, а он ко мне на «вы не соизволите». Бррр.

Давным‑давно я делал собственные билды прошивок для Сименса МЕ45 с нормальными обращениями (и заодно правил ошибки перевода), чтобы он по‑дружески разговаривал на «ты» и все вещи называл своими именами. Потом правил плисты в первом айфоне с той же целью. Сейчас лениво этим заниматься, но удобного обращения от техники до сих пор не хватает. Надеюсь, когда‑то все перестанут заморачиваться идеей, что техника должна знать своё место и показывать превосходство пользователя, и, наконец, сделают устройства, которые будут вести себя как друзья и помощники :)

Тёма написал в Ководство по горячим следам: http://web.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/165/

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы