Сергей!
Начну с предостережения: картинки в письме могут стоить вам проекта, особенно в большой компании. Менеджер не понял, директор сделал неверный вывод, и решение расстаться с вами принято раньше, чем вы крикнете «я всё объясню!». У нас так было.
Поэтому я и мои коллеги предпочитают презентовать дизайн лично. Вероятно, у каждого есть свой сценарий.
На первой презентации дизайна я всегда немного волнуюсь и не стесняюсь сообщить об этом клиенту. Вначале я кратко формулирую условия и гипотезы, из которых мы исходили при решении задачи, оговариваясь, что они могут быть неверными.
Затем показываю картинки и даю пояснения. Экранный дизайн я всегда демонстрирую на экране — считаю распечатки веб‑страниц на картонках пусканием пыли в глаза.
После этого я говорю, что не требую моментального решения клиента, но был бы рад ответить на возникшие вопросы.
С самого начала презентации передо мной лежит тетрадка, в которую я записываю все вопросы и замечания клиента. Имеет смысл не отвечать сразу на всё. Лучше выдержать паузу или даже попросить пару дней обдумать ответы. Если хотите возразить клиенту, лучше всего сказать: «я не успел достаточно глубоко обдумать ваше замечание, и, возможно, мой ответ будет преждевременным и поверхностным. Но я бы хотел обратить ваше внимание на следующую проблему…»
На последующих, менее формальных презентациях, полезно не только обсудить все замечания, но даже не отходя от кассы решить что с ними делать. Это высший пилотаж, радикально повышающий скорость проекта. Одна такая встреча стоит трёх: для получения комментариев, их обсуждения и презентации доработок. Но это возможно, если дизайн показывает арт‑директор или ведущий дизайнер, умеющий слушать и способный предложить на ходу приемлемые решения.
P. S. Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.