Школа
Переговоры

Как правильно переходить на «ты»?

Привет, Илья!

Расскажи, пожалуйста, как правильно переходить на «ты».

Николай Товеровский
1 мар 2012
👁 17952   🗩12
Переговоры

Как правильно переходить на «ты»?

Привет, Илья!

Расскажи, пожалуйста, как правильно переходить на «ты».

Николай Товеровский
1 мар 2012
👁 17952   🗩12
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

При встрече с малознакомым человеком естественно обращаться к нему на «вы». Такое поведение отличает воспитанного человека.

Я редко перехожу на «ты» первым. Как правило, для этого нет причин. Не надо искусственно пытаться показать, что ты «свой парень». Собеседник может в этом почувствовать манипуляцию, слабость или неуместную фамильярность. Держите профессиональную дистанцию и убережётесь от просьб: «Да ладно, Коль, давай на пять тысяч дешевле. Для своих же делаешь!»

Если собеседник обращается на «ты» без спроса, я мгновенно переключаюсь без дополнительных церемоний. Нелепа ситуация, когда он говорит «ты», а вы продолжаете на «вы». Это ставит вас на ступеньку ниже и имеет смысл при разнице в возрасте в четверть века.

Если я чувствую, что было бы полезно сломать барьеры после нескольких встреч, то иногда поступаю так: как бы невзначай посередине разговора обращаюсь на «ты». А потом говорю: «Ой! Я стал обращаться к вам на „ты“. Это удобно?» Большинство, даже не дослушав фразу, искренне заявляет, что в этом нет никакой проблемы.

Не стоит самому без спроса переходить на «ты», делая вид, что так и надо.

P. S. Это был пятничный совет о переговорах. Как получить скидку? Как поговорить с начальником? Как выйти победителем из самых непростых ситуаций? Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
 1
1
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Евгений Арутюнов

Илья, а если это почтовая переписка, как предлагать перейти?

Евгений, логика та же. Зачем переходить? Зачем переходить первым? Если все‑таки нужно, я пользуюсь тем же приёмом: пишу на «ты», а потом добавляю: «Упс. Я как‑то невольно стал обращаться к вам на «ты». Вы не против?» И продолжаю дальше писать «ты».

Илья, теперь все контрагенты знают, что «Ой! Я стал обращаться к вам...» — это не случайность, а враньё/манипуляция. Не испортят ли подобные признания жизнь?

Если контрагенты читают советы, то в общении с ними не придётся искусственно ломать барьеры и прибегать к манипуляциям.

> Нелепа ситуация, когда он говорит «ты», а вы продолжаете на «вы». Это ставит вас на ступеньку ниже.

Ничто и никто не может вас поставить на ступеньку ниже, кроме вас самих.

Я, например, никогда не обращаюсь к клиенту на «ты», даже если он так поступает. Как отмечалось выше, для этого просто нет причин. Кроме того, это мой принцип.

При общении с другими людьми (не клиентами) я иногда перехожу на «ты», если мы одного возраста (поколения) или я старше. Перед этим я говорю простую фразу: «Предлагаю перейти на „ты“». Иногда можно дождаться явного согласия, в других случаях это не обязательно.

Через месяц после устройства на работу я зашёл к незнакомому сотруднику в кабинет, представился и тихо стал обуждать вопрос. Вдруг его возмущённый начальник стал орать, что это я «Выкаю», мол, мы все свои. Я выдержал паузу, строго посмотрел на него и сказал, что меня так воспитали :‑) Надо было видеть его красную физиономию... Сотрудники вокруг понимающе притихли.

Евгений Арутюнов

Илья, вот это мне как раз кажется неуместным лукавством — спросить «ой, вы не против?», и не дожидаясь ответа продолжать тыкать. Если уж предлагать, то по‑честному — спросить, получить подтверждение.

А вообще, кажется, любые мысли можно без проблем передать, не используя местоимений второго лица, причём незаметно. Это если надо писать дальше, не дожидаясь подтверждения.

Согласен с Вячеславом.

То, как я обращаюсь к человеку, ещё и показывает дистанцию с моей стороны, это важно и не связано напрямую с тем, как обращаются ко мне. Скорее, это больше коррелирует с ситуацией. Если это клиент, то «вы» — наиболее приемлемый и комфортный для меня самого вариант.

Ответный моментальный переход на «ты» в таком случае лишает моего собеседника возможности опомниться и перейти обратно на «вы».

Илья, а если клиент, который старше вас лет на десять, предлагает перейти на «ты» прямым текстом? «А как вам удобнее — на „вы“ или на „ты“? Может, перейдём на „ты“?»

Мне, если честно, это несколько неудобно и неловко; плюс не хочется допускать панибратства (после такого перехода иногда клиент чувствует себя слишком свободно). Меня вполне устраивает общаться на «вы»; я не вижу в этом барьера. Но и отказать в такой ситуации неловко — старший человек предложил уравняться.

Предложить самому перейти на «ты». Мне это сильно помогает решать быстрее вопросы с незнакомыми людьми. Профессиональная дистанция сюда не примешана и должна выдерживаться в любом случае.

Проще всего переходить на «ты» с англоговорящими коллегами. У них просто нет «вы» :‑)

Невербалика важнее слова: интонация и темп речи, позы и дистанция должны охранять чужую зону комфорта. Говоря «ты», можно транслировать качественное, уважительное «Вы», украшенное приятной доверительностью и уместной лёгкостью. Это лучше, чем «Вы» из уст холопа, сноба или шпаны в темном переулке.

После перехода на «ты» полезно фильтровать состояние собеседника. Можно переспросить, удобно ли продолжать в том же духе, и предложить вернуться на «Вы», если так станет легче.

Иногда сам рабочий формат предполагает переход на «ты». Ведущий озвучивает это в начале, заручается общим согласием и выстраивает частные случаи, проверяя согласие каждого по отдельности. Одновременно обозначается общий возврат на «Вы» по окончании работы.

В общаге мы условились говорить друг другу «Вы» и много играли с интонациями, смыслами и стилем речи. Это оказалось клёвой и привлекательной формой общения на равных.

Александр Писаренко, вы заблуждаетесь — у англоговорящих коллег как раз нет варианта «ты».

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы