Работодатель — ваш клиент. Вы — и продавец, и товар: продаёте себя. Звучит грубо, но по сути верно. Почти все советы нашей рубрики об отношениях с клиентами подходят для собеседования.

Не переживайте заранее, возьмут вас или нет. Не представляйте, какие фотографии повесите над столом, когда начнёте работать, и как будет здорово всем отделом пойти в боулинг. Ничего не ожидайте. Сконцентрируйтесь только на том, что можете контролировать — на своём поведении во время собеседования.

Если работодатель почувствует вашу нужду, это даст ему дополнительные рычаги давления.

Не бойтесь, что вам откажут, и постарайтесь не волноваться. Часто помогает сказать себе: «Если меня не возьмут, ничего страшного не произойдёт. Это не будет означать, что я сделала что‑то не так и неудачница. Не договоримся с этими, договоримся с другими».

Задавайте вопросы сами, чтобы помочь работодателю понять, подходите вы или нет. Я даже рекомендую начать задавать свои вопросы до работодателя. «Я знаю, что на собеседованиях принято задавать вопросы будущему работнику. Но я бы хотела понимать, чем действительно могу оказаться вам полезна. Расскажите, пожалуйста, о вашем деле, и почему вы ищете дополнительных людей». Обычно работодатели с энтузиазмом рассказывают о своём бизнесе. Правильные вопросы выделят вас среди других соискателей, заставят вашего собеседника задуматься, а, значит, и вы сами в его глазах будете выглядеть умнее.

На вопросы работодателя отвечайте искренне и не обманывайте. Если какой‑то вопрос вам неприятен, не стоит юлить, скажите об этом работодателю прямо, но будьте готовы ответить, почему.

Не обходите острые углы. Наоборот, сами обращайте на них внимание.

Например так. «Если опыт работы по специальности имеет для вас решающее значение, скажите мне об этом сразу. Я работал по специальности всего полгода и мне бы не хотелось, чтобы взяли человека, который вам не подходит и зря тратили время».

Старайтесь отвечать только на заданные вопросы и не болтать лишнего.

Помните, переговоры не заканчиваются, как только вы попрощались или ударили по рукам. В любой момент ситуация может измениться — будьте к этому готовы.

Иллюстрация Сержа Максимова из раздаточных материалов к курсу «Отношения с клиентами» 14⁠—17 мая в Москве

P. S. Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы