Олег, ситуация ещё не разрешилась. Если друг снова пропадёт, клиент позвонит вам. В его представлениях ничего не поменялось.
Может быть, сейчас вам кажется, что клиент случайный и вы больше не будете с ним работать. Но зачем загадывать? Я бы всё равно постарался сохранить отношения. Ещё ничего не потеряно.
Перезвоните клиенту и не забудьте потравить леску:
«Игорь, я узнал, что вы недовольны работой моего товарища, которого я вам порекомендовал, и мне очень жаль, что так получилось. Я не хотел вас подставить. К сожалению, я не могу отвечать по обязательствам знакомого. Если после этого вы не захотите больше иметь со мной дела, я вас пойму, но я надеюсь сохранить человеческие отношения».
А в будущем помните о принципе «ружьё всегда заряжено». Клиент слышит то, что ему хочется слышать.
Конечно, вы не должны и не можете отвечать за вашего друга. Но с самого начала вам надо было прояснить этот момент.
Не упоминайте дружбу — смысла в этом нет. Во‑первых, всегда трудно объективно оценить профессиональные качества друга. Во‑вторых, клиент может подумать, что вы больше заботитесь не о его пользе, а о пользе товарища.
Дистанцируйтесь от сделки. Например, так:
«У меня есть знакомый, который однажды верстал для меня два раздела и сделал всё аккуратно. Он не очень опытный, но, на мой взгляд, неплохой специалист. Я не знаю, подойдёт ли он вам, и захотите ли вы с ним работать, но если вам это интересно, я готов дать его телефон, чтобы вы смогли напрямую обсудить задачу и понять, окажется ли он вам полезен».
На любой уточняющий вопрос клиента (сколько берёт, как долго делает, умеет ли верстать для старых браузеров) отвечайте, что вы не знаете, и было бы правильнее выяснять напрямую.
Не давайте себя впутать в чужие отношения. Кроме дополнительных проблем, вы ничего не приобретёте.
P. S. Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Как добиться встречи с главным? Как не давать скидки? Присылайте вопросы.