Школа
Переговоры

Должен ли я отвечать за данные рекомендации?

Илья, привет!

Должен ли я отвечать за данные рекомендации?

Я порекомендовал своего друга, начинающего фрилансера, одному случайному клиенту — для него я сделал всего одну задачку и больше сотрудничать не захотел. Клиента я предупредил, что мой друг — специалист начинающий, но хороший, а друга, что клиент достаточно странный. Всех всё устроило, и ребята начали работать.

А потом начались какие‑то проблемы, в чём виноваты, наверняка, обе стороны. Клиент стал сначала задавать мне вопросы о том, куда пропал мой товарищ, а потом наезжать: «всё‑таки мы отвечаем за тех, кого порекомендовали», «дай мне номер телефона N, а то он опять пропал» и даже «вы конкретно облажались, будешь доделывать?». То есть я, по его мнению, тоже виноват и должен был выполнять чужие обязательства. Ситуация вроде бы разрешилась, так как друг вышел на связь и доделывает то, что требуют (хотя свою часть работы он, на мой взгляд, и так уже сделал).

Я не пытаюсь сбросить с себя ответственность, но интересно, прав ли клиент, требуя от меня чего бы то ни было?

Олег Громов
17 мая 2012
👁 4595   🗩4
Переговоры

Должен ли я отвечать за данные рекомендации?

Илья, привет!

Должен ли я отвечать за данные рекомендации?

Я порекомендовал своего друга, начинающего фрилансера, одному случайному клиенту — для него я сделал всего одну задачку и больше сотрудничать не захотел. Клиента я предупредил, что мой друг — специалист начинающий, но хороший, а друга, что клиент достаточно странный. Всех всё устроило, и ребята начали работать.

А потом начались какие‑то проблемы, в чём виноваты, наверняка, обе стороны. Клиент стал сначала задавать мне вопросы о том, куда пропал мой товарищ, а потом наезжать: «всё‑таки мы отвечаем за тех, кого порекомендовали», «дай мне номер телефона N, а то он опять пропал» и даже «вы конкретно облажались, будешь доделывать?». То есть я, по его мнению, тоже виноват и должен был выполнять чужие обязательства. Ситуация вроде бы разрешилась, так как друг вышел на связь и доделывает то, что требуют (хотя свою часть работы он, на мой взгляд, и так уже сделал).

Я не пытаюсь сбросить с себя ответственность, но интересно, прав ли клиент, требуя от меня чего бы то ни было?

Олег Громов
17 мая 2012
👁 4595   🗩4
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Олег, ситуация ещё не разрешилась. Если друг снова пропадёт, клиент позвонит вам. В его представлениях ничего не поменялось.

Может быть, сейчас вам кажется, что клиент случайный и вы больше не будете с ним работать. Но зачем загадывать? Я бы всё равно постарался сохранить отношения. Ещё ничего не потеряно.

Перезвоните клиенту и не забудьте потравить леску:

«Игорь, я узнал, что вы недовольны работой моего товарища, которого я вам порекомендовал, и мне очень жаль, что так получилось. Я не хотел вас подставить. К сожалению, я не могу отвечать по обязательствам знакомого. Если после этого вы не захотите больше иметь со мной дела, я вас пойму, но я надеюсь сохранить человеческие отношения».

А в будущем помните о принципе «ружьё всегда заряжено». Клиент слышит то, что ему хочется слышать.

Конечно, вы не должны и не можете отвечать за вашего друга. Но с самого начала вам надо было прояснить этот момент.

Не упоминайте дружбу — смысла в этом нет. Во‑первых, всегда трудно объективно оценить профессиональные качества друга. Во‑вторых, клиент может подумать, что вы больше заботитесь не о его пользе, а о пользе товарища.

Дистанцируйтесь от сделки. Например, так:

«У меня есть знакомый, который однажды верстал для меня два раздела и сделал всё аккуратно. Он не очень опытный, но, на мой взгляд, неплохой специалист. Я не знаю, подойдёт ли он вам, и захотите ли вы с ним работать, но если вам это интересно, я готов дать его телефон, чтобы вы смогли напрямую обсудить задачу и понять, окажется ли он вам полезен».

На любой уточняющий вопрос клиента (сколько берёт, как долго делает, умеет ли верстать для старых браузеров) отвечайте, что вы не знаете, и было бы правильнее выяснять напрямую.

Не давайте себя впутать в чужие отношения. Кроме дополнительных проблем, вы ничего не приобретёте.

P. S. Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Как добиться встречи с главным? Как не давать скидки? Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентомРужьё всегда заряжено
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы