Школа
Текст

Как писать так, чтобы тексты легко читались?

Добрый день, Максим!

Дайте несколько советов как писать так, чтобы тексты легко читались. Когда я перечитываю свои тексты, понимаю, что в некоторых местах читатель будет спотыкаться, но как сделать его читабельнее не знаю. Возможно проблема в том, что я неправильно составляю порядок слов в предложениях. Всегда ли сказуемое следует за подлежащим, а потом уже все остальные члены предложения? Приведите примеры неправильного порядка слов в предложении и правильного. Что такое слог, как его улучшить?

Вера Котова
26 мая 2012
👁 65150   🗩11
Текст

Как писать так, чтобы тексты легко читались?

Добрый день, Максим!

Дайте несколько советов как писать так, чтобы тексты легко читались. Когда я перечитываю свои тексты, понимаю, что в некоторых местах читатель будет спотыкаться, но как сделать его читабельнее не знаю. Возможно проблема в том, что я неправильно составляю порядок слов в предложениях. Всегда ли сказуемое следует за подлежащим, а потом уже все остальные члены предложения? Приведите примеры неправильного порядка слов в предложении и правильного. Что такое слог, как его улучшить?

Вера Котова
26 мая 2012
👁 65150   🗩11
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 15
15
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Вера, спасибо за вопрос!

Редактировать текст лучше через несколько часов после написания. Так легче себя критиковать.

Первый шаг — выбросьте из текста предложения, которые не работают на тему. Даже если хочется высказать всё и сразу. Даже если придётся пожертвовать элегантными смысловыми ходами. Если предложение не работает на тему — выбрасывайте.

Когда в тексте не осталось лишних мыслей, прочитайте его вслух. Там, где споткнётесь — редактируйте. Каждый сложный узел развязывается по‑своему. Когда я редактирую свои тексты, я из раза в раз делаю одно и то же:

Дроблю длинные сложноподчиненные предложения и упрощаю зависимые части:

Первое, что хочется сделать, когда на вас опрокидывается ушат клиентского гнева — накрыть голову руками и неистово защищаться, — и интуитивно кажется, что это самое верное решение, но это путь к провалу.

Когда клиент на вас сердится, сразу хочется защищаться. Интуитивно кажется, что это самое верное решение. Но это путь к провалу.

Причёсываю ряды однородных членов: делаю их параллельными и убираю лишнее:

Возможно, вас подвёл поставщик, клиент задержал утверждение, в середине проекта появилось новое ТЗ, худрук запорол макет, сократились сроки, — в любом случае клиент обратится к вам как к виноватому.

Поставщик сорвал сроки, худрук запорол макет, клиент задержал утверждение — в любом случае обвинят вас.

Вытаскиваю из‑под завалов подлежащие и сказуемые, переписываю предложения под них. Вы удивитесь, как в этом процессе предложения волшебным образом сбрасывают шелуху:

Я заметил любопытную вещь: во многом из‑за того, что результат работы дизайнера в основном завязан на его кругозоре, живом интересе к миру и способности учиться, сплошь и рядом особенно успешны бывают дизайнеры, которые получили не художественное, а техническое образование.

Заметил любопытную вещь: дизайнер‑технарь сильнее дизайнера‑художника. Наверное, потому что технарь быстрее учится новому и интересуется всем подряд.

Чередую длинные и короткие предложения:

Болезнь моего стиля — длинные списки. Из этого примера при редактуре я убрал половину признаков агрессивного текста, и их всё равно много.

Клиенты обращаются ко мне с просьбой написать для их фирмы или товара мощный «продающий» текст. Яне знаю, что это.

Есть текст, который грамотно описывает преимущества товара, формирует к нему хорошее отношение, помогает принять взвешенное решение о покупке. Такое я пишу. И есть текст, который «выкручивает руки»: незаметно гипнотизирует, давит на страхи и кричит «Количество ограничено». Если это и есть продающий текст, то это грустно: он похож на хамоватого и хитрого продавца на рынке. Такое я не пишу. Даже если такой текст продаёт больше.

Хорошему товару нужен честный текст в информационном стиле и красивая фотография. Этим интересно заниматься. А тратить время жизни на обман и впаривание — нет.

Разнимаю «слишком слипшиеся шипящие», даю место сильным словам, убираю повторы. И постоянно сокращаю.

Уверен, какие‑то из этих приёмов помогут и в вашем тексте.

Перечитывайте текст вслух хотя бы с часовыми перерывами. В каждой новой редакции будут новые ошибки.

Вычурный и громоздкий слог в первой редакции — это нормально. Приучите себя хотя бы два раза редактировать текст перед публикацией. Мой первый черновик всегда ужасен и обретает человеческий облик только на вторую‑третью редакцию. Публикуюсь я не раньше пятой редакции.

На курсе мне подсказали приём: отправить себе текст по почте. Так легче посмотреть на него со стороны. Предлагаю уважаемым советчикам поделиться своими любыми приёмами лечения текста.

Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.

Текст, редактура и информационный стильФормат: текст
Полезно
 15
15
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

«Перечитайте новость вслух, будто диктор. На радио используют этот трюк, потому что он позволяет вылавливать большое количество ошибок».

Это совет из книги Александра Амзина «Новостная интернет‑журналистика». Дальше упоминается корректорский приём читать текст пословно с конца, чтобы мозг не проглатывал слова.

Доктор, а если я не могу расстаться со сложносочинёнными предложениями и речь хочет литься рекой, соединяя союзами многозначительные пассажи, тем самым подчёркивая как красоту речи, так и моё желание ею пользоваться и красоваться, не обрезая её однородными и монотонными чугунными дробями пяти слов с подлежащим и сказуемым — ведь какое тут сказуемое, и как это может глаголити, будучи в оковах копирайтерского правила примитивизма ради благополучия бизнеса и понимания простодушных читателей, то что вы мне посоветуете?

После нескольких редакций по своему усмотрению, стараюсь дать кому‑то этот текст прочитать. Или некоторые его абзацы, которые кажутся проблемными. Сотрудникам, друзьям, родственникам — не важно.

Особенно интересно смотреть за человеком, который читает текст, проводя по нему ручкой или карандашом. В таких случаях очень заметно, где он задерживается, чтобы осмыслить прочитанное, или что он перечитывает несколько раз.

После того, как человек опишет свои впечатления, я обязательно задаю вопрос по поводу тех «запинок», о которых он не упомянул.

Артём, позвольте длинным предложениям нести воды свои, чтобы читатель плыл по волнам слов ваших, как невесомое индейское каноэ по тихим водам Волги‑матушки. Но не увлекайтесь.

Смешивайте длинное и короткое, эмоциональное и сухое, играйте с порядком слов и смотрите, как мысль ваша обретает силу великую. Пусть читатель пронесётся по бесконечным степям предложения вашего, почувствует запах травы и горячий ветер степной, зной солнечный, да мерный галоп слога вашего. Но после привал устройте. Дайте читателю отдохнуть.

Иногда после сокращения текста, он становится сухим и скучным. Как этого избежать? Как добавить эмоциональности, если стиль строгий?

Мария, текст плохо передаёт эмоции. Если нужно обратиться эмоционально, лучше позвонить или встретиться. И если от текста требуется эмоциональность, скорее всего, задача стоит неверно.

Даже если насытить текст эпитетами, сравнениями и смайликами, вы не предугадаете, как читатель его воспримет. И, скорее всего, получится фальшь.

Максим, речь идет о каких‑то специфических текстах? «Текст плохо передает эмоции» — вы книги‑то читали когда‑нибудь?
У автора вопроса реальная проблема, она не знает, важен ли порядок подлежащего и сказуемого в предложениях. Тут надо не рассказывать о «шипеньи пенистых бокалов», а советовать читать, читать, читать художку.

Сергей, из всех способов общения текст передаёт эмоции хуже всех. Фильм, запись человеческого голоса и личный разговор передают эмоции гораздо лучше.

Захарий Киквердитский

Мне помогает вот что. После начальной редактуры текста на компьютере, распечатываю статью на а4. Ставлю десятки закорючек, пока езжу в метро. Снова на компьютере редактирую все закорючки. Распечатываю, повторяю заново. Пока хватало 1‑2 таких циклов.

ps. Максим, спасибо за статьи по редакции — я очень проапгрейдился!

Максим, спасибо за советы! Поделюсь своим наблюдением. Я работаю в новостной редакции, поэтому на вычитку у меня мало времени. Чтобы убрать ошибки и недоработки по структуре предложений я использую следуюший алгоритм: отписываю текст, делаю перерыв на пять минут, распечатываю новость на бумаге и вычитываю её в полголоса. Когда нет времени даже на пятиминутный перерыв, то прошу коллегу прочитать текст свежим взглядом. Мне эти способы помогают.

В тупиковой ситуации меняю позу, действие или обстановку. Это помогает взглянуть на текст с другой стороны, в прямом смысле. Например, текст воспринимается по‑разному лёжа и сидя, слова несут разный смысл стоящему и идущему, настрой разнится в помещении и на улице.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы