Вера, спасибо за вопрос!
Редактировать текст лучше через несколько часов после написания. Так легче себя критиковать.
Первый шаг — выбросьте из текста предложения, которые не работают на тему. Даже если хочется высказать всё и сразу. Даже если придётся пожертвовать элегантными смысловыми ходами. Если предложение не работает на тему — выбрасывайте.
Когда в тексте не осталось лишних мыслей, прочитайте его вслух. Там, где споткнётесь — редактируйте. Каждый сложный узел развязывается по‑своему. Когда я редактирую свои тексты, я из раза в раз делаю одно и то же:
Дроблю длинные сложноподчиненные предложения и упрощаю зависимые части:
Первое, что хочется сделать, когда на вас опрокидывается ушат клиентского гнева — накрыть голову руками и неистово защищаться, — и интуитивно кажется, что это самое верное решение, но это путь к провалу.
Когда клиент на вас сердится, сразу хочется защищаться. Интуитивно кажется, что это самое верное решение. Но это путь к провалу.
Причёсываю ряды однородных членов: делаю их параллельными и убираю лишнее:
Возможно, вас подвёл поставщик, клиент задержал утверждение, в середине проекта появилось новое ТЗ, худрук запорол макет, сократились сроки, — в любом случае клиент обратится к вам как к виноватому.
Поставщик сорвал сроки, худрук запорол макет, клиент задержал утверждение — в любом случае обвинят вас.
Вытаскиваю из‑под завалов подлежащие и сказуемые, переписываю предложения под них. Вы удивитесь, как в этом процессе предложения волшебным образом сбрасывают шелуху:
Я заметил любопытную вещь: во многом из‑за того, что результат работы дизайнера в основном завязан на его кругозоре, живом интересе к миру и способности учиться, сплошь и рядом особенно успешны бывают дизайнеры, которые получили не художественное, а техническое образование.
Заметил любопытную вещь: дизайнер‑технарь сильнее дизайнера‑художника. Наверное, потому что технарь быстрее учится новому и интересуется всем подряд.
Чередую длинные и короткие предложения:
Болезнь моего стиля — длинные списки. Из этого примера при редактуре я убрал половину признаков агрессивного текста, и их всё равно много.
Клиенты обращаются ко мне с просьбой написать для их фирмы или товара мощный «продающий» текст. Яне знаю, что это.
Есть текст, который грамотно описывает преимущества товара, формирует к нему хорошее отношение, помогает принять взвешенное решение о покупке. Такое я пишу. И есть текст, который «выкручивает руки»: незаметно гипнотизирует, давит на страхи и кричит «Количество ограничено». Если это и есть продающий текст, то это грустно: он похож на хамоватого и хитрого продавца на рынке. Такое я не пишу. Даже если такой текст продаёт больше.
Хорошему товару нужен честный текст в информационном стиле и красивая фотография. Этим интересно заниматься. А тратить время жизни на обман и впаривание — нет.
Разнимаю «слишком слипшиеся шипящие», даю место сильным словам, убираю повторы. И постоянно сокращаю.
Уверен, какие‑то из этих приёмов помогут и в вашем тексте.
Перечитывайте текст вслух хотя бы с часовыми перерывами. В каждой новой редакции будут новые ошибки.
Вычурный и громоздкий слог в первой редакции — это нормально. Приучите себя хотя бы два раза редактировать текст перед публикацией. Мой первый черновик всегда ужасен и обретает человеческий облик только на вторую‑третью редакцию. Публикуюсь я не раньше пятой редакции.
На курсе мне подсказали приём: отправить себе текст по почте. Так легче посмотреть на него со стороны. Предлагаю уважаемым советчикам поделиться своими любыми приёмами лечения текста.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.