Школа
Переговоры

Мне трудно отказывать людям, и я не хочу ни с кем портить отношения

Здравствуйте, Илья!

Научите меня, пожалуйста, говорить «нет» клиентам, которые мне не подходят. Я — полный нуб в плане ведения переговоров, и мне нужна помощь независимого человека.

Часто ко мне обращаются люди за услугами, на которых я не специализируюсь (сеошные тексты и описания товарных карточек). Я отказываю, но однажды заказчик оказался слишком настойчивым и навязчивым и всё же заставил меня выполнять эту работу. Потом в работе с ним возникли конфликты, я стала отказываться продолжать сотрудничество, а он начал давить на меня, чтобы я продолжала. Я не хочу работать ни с ним, ни вообще с сео‑специалистами, и тем более выполнять такие заказы, но мне трудно отказывать людям, и я не хочу ни с кем портить отношения.

Как мне избежать такого впредь и больше не становиться рабом сеошников?

Ирина Ярощук
12 дек 2013
👁 6056   🗩13
Переговоры

Мне трудно отказывать людям, и я не хочу ни с кем портить отношения

Здравствуйте, Илья!

Научите меня, пожалуйста, говорить «нет» клиентам, которые мне не подходят. Я — полный нуб в плане ведения переговоров, и мне нужна помощь независимого человека.

Часто ко мне обращаются люди за услугами, на которых я не специализируюсь (сеошные тексты и описания товарных карточек). Я отказываю, но однажды заказчик оказался слишком настойчивым и навязчивым и всё же заставил меня выполнять эту работу. Потом в работе с ним возникли конфликты, я стала отказываться продолжать сотрудничество, а он начал давить на меня, чтобы я продолжала. Я не хочу работать ни с ним, ни вообще с сео‑специалистами, и тем более выполнять такие заказы, но мне трудно отказывать людям, и я не хочу ни с кем портить отношения.

Как мне избежать такого впредь и больше не становиться рабом сеошников?

Ирина Ярощук
12 дек 2013
👁 6056   🗩13
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
 25
25
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Ирина, мне кажется, ваша главная проблема в том, что вы приравниваете «нет» к автоматически испорченным отношениям. Это свойственно многим — думать, что, отказывая, обижаешь человека. И самим обижаться на любой отказ.

На самом деле, «нет» — такой же ответ, как «да». В нём нет личностной оценки. «Нет» — это всего лишь «нет», не нагружайте его дополнительным смыслом.

Посмотрите на маленьких детей: они запросто говорят «нет» по много раз в день, и никто на них не обижается. Сами дети тоже постоянно слышат от родителей и сверстников «нет» и спокойно живут.

Любому человеку, не только переговорщику, важно научиться говорить «нет» начальнику, клиентам, друзьям. Не менее важно оставлять право на «нет» другим.

Не бояться говорить и слышать «нет» — один из полезных навыков, который я приобрёл в бюро.


Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
 25
25
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

В таких ситуациях я мягко ругаю себя и привожу пару сильных (часто выдуманных) аргументов в пользу того, что не подхожу для проекта. Тогда партнёры отказывают сами, чтобы не выглядеть идиотами.

Я стараюсь прикладывать к «нет» бонусы и ништяки. Например, предлагаю кого‑то вместо себя (друг, коллега) или, если мне не нравится предложенное решение, то другую идею. Если вы ещё и хитры, то можете всё равно взять работу, а потом делегировать, взяв себе проценты. Самые крутые ребята договариваются сделать что‑то другое для клиента — и делают.

Говорить «нет» не всегда просто, так как заказчики будут применять различные подходы и методики, чтобы услышать «да». Например, давление чувством вины: «Ты выслал нам плохой текст, мы тебя пожалели и всё равно его пустили, и теперь теряем прибыль. Поэтому давай, напиши стопицот текстов за полцены, чтобы мы тебя простили».

Если клиент географически удален, то отказаться продолжать сотрудничество достаточно просто: чёрные списки как раз для этой цели и созданы.

Для вежливого отказа иногда подходят барьеры времени или денег:
— Сейчас я сижу в тюрьме (сломал руку одному злому заказчику), поэтому взяться за ваши тексты смогу через месяц общественных работ;
— Сейчас мне подкидывают заказы по 50 долл/кзн, поэтому ваши 30 руб/кзн как‑то смешны. По старой памяти я могу дать вам скидку в 80% и, если поднимете до 10 долл/кзн, мы с вами ещё поработаем.

«Извините, но данным видом работ я не занимаюсь». Мягко, но твердо и безоговорочно.

Денис,
> Например, предлагаю кого‑то вместо себя (друг, коллега)
Весьма опасно так переводить стрелки. Тот, кого вы порекомендовали, может не устроить заказчика, и он будет шантажировать вас, мол, вы мало того, что сами отказались, так и взяли на себя ответственность за негодного исполнителя.

Действительно, рекомендовать надо очень осторожно. Вот совет на эту тему: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20120518/

С трудом представляю, как надо надавить на человека, чтобы он согласился. Были такие ситуации в работе. Но когда говоришь, что это не умеешь делать, и мне не интересно этим заниматься, клиент сразу всё понимал, и больше не просил.

Особым нытикам можно так и сказать, что вы сейчас ведете себя, как ребёнок, который клянчит игрушку у мамы в магазине.

Пример Всеволода какой‑то странный. Как текущая работа связана с предыдущей, которую приняли и пустили в работу? Сами же виноваты, что пустили слабый текст, исполнитель же вас не заставлял это делать.

И мне кажется, что тут проблема больше в вас. Вы не определились, чем хотите заниматься. Или просто нет ещё постоянной базы клиентов, и кажется, что вот если сейчас это не сделать, то денег не будет, клиентов не будет. А клиенты это чувствуют и начинают уговаривать. Они не слышат твёрдого «нет» в ваших ответах.

В таком случае я могу использовать приём из айкидо. Как многие знают, айкидо использует энергию (инерцию) оппонента против него же самого. В рамках переговоров это выглядит, как охотное подхватывание вектора мыслей клиента и доведение этого вектора до абсурда. Потом следует вместе посмеяться над полученным результатом (читай — над тупостью клиента) и дружелюбно напомнить клиенту круг своих возможностей, которые скрасят профессиональную деятельность клиента. А заодно предложить ему скидку на одну из услуг с учётом вашего хорошего настроения, возникшего благодаря клиенту.

Разговор клиента (К) с дизайнером (Д) может быть таким:
К: Нам нужно 5 тыс. знаков рекламного текста, вы должны их написать сегодня же, потому что вы у нас на хорошем счету.
Д: Но я не пишу рекламные тексты, особенно в таком количестве.
К: Напоминаю, что вы ПОКА ЧТО на хорошем счету у нас. Мы с вами давно работаем. Вы же не хотите нас подставить.
Д: Ага, я понял. Я прямо сейчас сажусь писать 100500 рекламных текстов, при этом не ем и не сплю, не люблю детей и жену, после чего теряю сознание, дописываю тексты завтра, но завтра вы меня находите и зверски убиваете за то, что я не написал 100500 рекламных текстов и из‑за этого разрываете наши многолетние отношения. Вы мне не оставляете выбора, Геннадий Петрович! :‑)
К: Гыы :‑)
Д: Я могу обновить ваш логотип, о чём вы думали в прошлом месяце, при этом скидка гарантирована. Мне вообще нравится наш разговор сегодня :‑) Я как раз смотрю на ваш логотип и вижу, сколь прекрасным он может стать уже к завтрашнему утру.
К: Ок, дружище, логотипы у тебя получаются гораздо лучше, чем рекламные тексты!

Дмитрий, это не айкидо, а НЛП в худшем проявлении. Тут всё ужасно: манипуляции с обеих сторон, неискренность, беспокойство только о себе.

Думаю, лучше всего сказать «нет» и тут же любезно объяснить причину. Тем самым вы покажете незаинтересованность в работе и уважение к собеседнику.

Не приводите в причину: «много работы», «вам сейчас некогда разговаривать», человек может сказать, что готов ждать, или начнёт переговоры о звонке в удобное время. Хорошие аргументы, те, которые, волнуют заказчика: «Что такое СЕО? Никогда не слышал… О, я тут не помощник, это тёмный лес».

Если оппонент стоит на своём и пытается что‑то навязать, вежливо повторите «нет», «причину» (любую бестактность или агрессию при этом со стороны собеседника нужно поймать и сразу спокойно озвучить) и доброжелательно первый попрощайтесь и положите трубку. Бывает, после того как вы положили трубку, человек звонит снова и начинает: «Что‑то сорвалось…». Спокойный ответ: «Нет, это я положил трубку, всего доброго».

Если вас все‑таки окрутили, то соберитесь и перезвоните сами — и откажите. Сказать «нет» можно и после «да», только как можно раньше, и обязательно извинившись.

Максим, я бы не советовал озвучивать причину, если достаточно просто сказать «нет».

А класть трубку, не завершив разговор, вообще хамство.

Юлия Гринько

В нашей культуре трудно отказывать. В этом заслуга гендерных стереотипов типа «мальчик должен/девочка должна» и авторитарного воспитания, где ты либо «хороший/хорошая», либо «плохой/плохая». Отсюда чувство вины за ошибку и за всё на свете.

Не только в профессиональной сфере так. В обычной жизни вне работы тоже трудно отказывать.

Есть алгоритм, который помогает отказать вежливо. Если после применения алгоритма человек обижается или злится — это его право, его реакция и его проблема. Пусть ваше чувство вины оставит вас в покое, если вы всё сделали правильно.

Шаг 1. Говорите сразу «нет». Проговорите это слово вслух много раз сначала себе, а потом воображаемому заказчику. Даже один звук произносимого «нет» у некоторых людей вызывает реакцию в теле типа покраснения щек, задержки дыхания.
Пример: «Нет, я не могу остаться работать сверхурочно».

Шаг 2. Выскажите понимание и сочувствие. Все люди эгоцентричны и все хотят ощущать собственную важность.
Пример: «Я понимаю, что это важно для вас. Мне жаль, но я вынуждена отказать».

Шаг 3. Аргументируйте. Всем хочется знать, а почему это вы такой храбренький? На всякую разумную ситуацию найдётся аргумент.
Пример: «Потому что в моём трудовом соглашении не написано, что я работаю больше 8 часов в день, и изначально мы это обговаривали».

Шаг 4. Создайте перспективу или разумный компромисс.
Пример: «Я могу начать делать эту работу завтра утром в первую очередь».

Мне этот алгоритм помог сильно. Надеюсь, поможет и вам!

Подборка советов «Как отказывать»:
https://bureau.ru/…/andrey‑davydov/kak‑otkazyvat

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы