x
 
Нина Сусикова
2 декабря 2014

Тафти приводит пример с высотой вулканов. Он говорит о том, что эта таблица содержит два уровня информации. Мы можем наглядно оценить распределение вулканов на макроуровне (как гистограмму) и микроуровне (распределение внутри одной тысячи). Почему числа в строке образуют именно такие ряды? В них прослеживается система, но я не могу понять что она отражает.

Почему не «99999877755533200»? Легенда не поясняет, описание тоже. Что я упускаю?



В книгах «Наглядное отображение количественной информации» (The Visual Display of Quantitative Information, с. 140) и «Представление информации» (Envisioning Information, с. 46) Эдвард Тафти приводит стебле-листовую диаграмму высот мировых вулканов:

Stem-and-leaf display в Википедии

Форма диаграммы справа от линии показывает распределение вулканов по высотам, при этом каждый вулкан представлен не условным знаком, а цифрой, означающей сотни футов его высоты. Тысячи футов при этом располагаются слева. Запись 17 | 92 означает вулканы высотой 17 900 и 17 200 футов (значение высоты округлены до сотен).

Эта диаграмма поставила в тупик многих дизайнеров.

Дело в том, что в стебле-листовой диаграмме значения справа от «стебля» должны быть упорядочены. Вот, например, устроенное похожим образом расписание венских трамваев — минуты прибытия трамваев идут по порядку:

Из коллекции Артёма Горбунова и курса о навигации в общественных местах

Но в примере Тафти цифры в листьях не упорядочены:

  • 13 | 47830

На вопрос о причинах этого сам Тафти отвечает у себя на форуме, говоря, что воспроизводит «как есть» диаграмму Джона Тьюки:

  • In the late 1960s John Tukey made the stem-and-leaf graphic by hand from an almanac that showed the volcano heights listed probably alphabetically. And so after finding the range of the data, and settling on intervals, John simply wrote down the next signficant digit on the leaves. Nowadays we would ask to the computer to sort the leaves in each bin in order.

Тафти предполагает, что Тьюки переписал вулканы из альманаха, где они шли по алфавиту и признаёт, что их имело бы смысл упорядочить.

Однако этот ответ оставляет сомнения. Порядок цифр в строках не выглядит совсем уж случайным, в нём прослеживаются группы, упорядоченные по убыванию:

В том же виде диаграмма приводится в книге Вильяма Кливленда «Избранные работы Джона Тьюки» (нашёл Вадим Юмадилов):

Источник: «Гугль-букс»

Здесь приведено полное название альманаха-источника: The World Almanac, 1966 и даже номера страниц, откуда взяты данные. Найти его в интернете в доступном для чтения виде мне не удалось. Он продаётся на Амазоне, но покупать его, платить за доставку в Россию и ждать месяц мне совсем не хотелось.

К счастью, его также продают несколько человек на «Эбее» и «Абебуксе». А значит он у них есть!

Я отправил каждому из них письмо с просьбой сфотографировать и прислать мне указанные страницы 282 и 283 со списком вулканов, объяснив, что цифры нужны мне для небольшого исследования. Спустя пару часов я получил ответ от Барби Берквист:

  • I have attached 2 pictures of the pages on the volcanoes. I hope they help.

Ещё как.

В альманахе вулканы упорядочены не по алфавиту, а по убыванию высот, но сгруппированы по регионам. Отсюда и убывающие цепочки в диаграмме Тьюки.

Вот они, вулканы, соответствующие, например, строчке 13 | 47830 — в Камеруне, на Гавайях и три в Гватемале:

Остаётся только удивляться тому, что Тафти проявил такое безразличие к своим данным, когда писал обе книги и потом, когда отвечал на комментарии.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12