x
 
Кирилл Беляев
8 января 2015

Николай, привет! Расскажите, пожалуйста, о формировании привычек. Как заменить старую на новую? Как создать с нуля? Как влиять на привычки коллег?



Кирилл!

Мозг любит удовольствие. Если какая-то деятельность приятна, он не прочь повторить. При повторении образуются и укрепляются нейронные связи. Так возникает привычка.

Привычки, приносящие удовольствие, бывают хорошими и плохими. Выгодно подсовывать мозгу хорошие — ему всё равно, а нам польза.

Я расскажу о методе борьбы с вредными привычками, который неоднократно срабатывал для меня — о «зарубании на корню».

Привычка похожа на цепную реакцию — если запустилась, остановить очень сложно. Поэтому сила воли работает неважно:

Чтобы избавиться от плохой привычки, зарубите её на корню: измените обстановку так, чтобы привычка в принципе не запускалась. Очень хорошо, если новые условия будут включать новую хорошую привычку, замещающую старую.

Например, если вы работаете дома и вам не удаётся сосредоточиться, потому что вы постоянно залезаете в холодильник, работайте там, где холодильника нет в принципе — в коворкинге или офисе.

Недавно я поразился силе этого метода. У меня была вредная привычка читать новости на Яндексе. Яндекс был в закладках, я нажимал «Я», читал пять новостей, открывал интересные и… ой, уже прошло полчаса!

Чтобы избавиться от привычки, я поменял адрес закладки на ya.ru. Расчёт был на то, что на ya.ru нет никаких новостей, а, значит, читать будет нечего. Дискомфорт длился где-то полдня. К вечеру я научился нажимать на логотип, переходить на полную версию сайта и читать новости по старой схеме. Привычка не исчезла, а лишь мутировала.

Разрушилась привычка сама собой, когда вышла операционная система Йосемити. Случилось это так внезапно, что пропажу я обнаружил спустя пару недель, когда выяснилось, что я ничего не знаю о крушении самолёта во Внукове.

Новый дизайн браузера зарубил привычку на корню: закладки исчезли, и я перестал даже вспоминать о новостях. Со временем старая привычка угасла, и теперь я не слежу за новостями систематически.

Сформировать привычку с нуля очень просто, достаточно регулярно что-то повторять.

А вот менять привычки коллег кажется неправильным желанием. Лучше помогите коллегам увидеть пользу в изменении привычки, дальше они сами разберутся.

P. S.
Это был совет об управлении проектами, людьми и собой. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Управление проектами, людьми и собой». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Евгений Арутюнов
8 января 2015

Кирилл!

Формирование привычек — самый действенный (а может и единственный) способ измениться. Привычки не расходуют «силу воли» и не требуют дисциплины. Они работают как подсознание — быстро, незаметно и эффективно.

Создавать их непросто. Недостаточно регулярно что-то повторять, надо знать ещё матчасть. Вот основное:
1. Привычки вырабатываются только последовательно. Если хотите сформировать десять штук — их нужно выписать, расставить приоритеты и работать с ними по очереди. Сразу десять или даже две — не получится.
2. Привычки вырабатываются только с положительным подкреплением. Если регулярно повторять что-то неприятное — привычкой это не станет. Если действие неприятно само по себе, подкреплением может быть тот факт, что вы довольны собой и оправдываете свои ожидания. Но. Шоколадка, орех или что-нибудь вкусное — не помешают. Это более низкоуровнево, а значит и работает более стабильно.

Тема привычек (они называют это ритуалами) хорошо раскрыта в книге Джим Лоэр и Тони Шварца с отталкивающим названием «Жизнь на полной мощности». Рекомендую.

Более узко и точно прямо в тему: Карен Прайор, «Не рычите на собаку». В этой книге есть ответ и на ваш последний вопрос :-)

Андрей Горбунов
11 января 2015

Кирилл, вот вам полезная статья о формировании привычек http://bigplans.megaplan.ru/i-have-a-dream


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2