Успех продукта
Продукт — не его интерфейс
Успех продукта
Продукт — не его интерфейс
Когда бюро открылось, мы занимались только пользовательскими интерфейсами. Тогда у меня был идеалистический взгляд на дизайн. Я вдохновлялся (и сейчас вдохновляюсь) работами и книгами прекрасных дизайнеров.
Некоторые из принципов Дитера Рамса:
Хороший дизайн делает продукт полезным: продукт покупают, чтобы им пользоваться. Он должен удовлетворять определённым запросам, не только функциональным, но и психологическим и эстетическим. Хороший дизайн подчёркивает пользу продукта и оставляет без внимания всё, что могло бы от неё отвлечь.
Хороший дизайн делает продукт понятным: он выявляет структуру продукта. Ещё лучше — заставляет продукт ясно выражать свою функцию благодаря интуиции пользователя. В идеале — делает его самоочевидным.
Хороший дизайн скрупулёзен: ничто не должно остаться произвольным и случайным. Внимательностью и точностью в дизайне выказывается уважение к потребителю.
…
По определению интерфейс — это прослойка между объектами. Пользовательский интерфейс — прослойка между продуктом и человеком. Это то, как человек воспринимает продукт, видит, ощущает, использует. Для потребителя просто нет ничего, кроме интерфейса. Поэтому я рассуждал так: поскольку для пользователя продукт — это и есть интерфейс, дизайнер может поставить между ними знак равенства:
Если дизайн хорош, интерфейс продукта хорошо спроектирован и качественно воплощён, то и сам продукт будет успешен.
Я и сейчас готов подписаться под всеми десятью принципами Рамса. Но, к сожалению, мой идеализм на каждом шагу разбивался о правду жизни.
Успешные продукты с плохим дизайном
В мире полно коммерчески успешных продуктов с отвратительным, непродуманным, равнодушным и даже издевательским дизайном. Вы и сами их легко вспомните.
Как мы все мучались с Виндоусом лет десять назад? В Микрософте спёрли принципы графического интерфейса у Эпла, но при этом всё что можно сделали через задницу, если это слово уместно для советов. Эти желтые окошки в «трее», которые на тебя нападают: «Обнаружено новое устройство». И ты полдня ищешь драйверы. Или помните, если вынуть флешку из компьютера, Виндоус тебя обругает: «Смерд, устройство было извлечено неподобающе!» А как подобало? Нажать в микроскопическую иконку на панели:
Тогда откроется окошко, в котором надо выбрать иконку, которая символизирует флешку:
Если вам казалось глупо выбирать из одного элемента, ваше высокомерие наказывалось:
После непростого выбора следовало нажать: «Стоп!» До сих пор интересно, что именно «стоп»? Потом немного подождать, пока Виндоус изволят‑с, и тогда уж извлечь флешку к его, Виндоуса, полнейшему удовлетворению и к его достоинствам с надлежащим уважением.
Если вы, сегодняшние пользователи, думаете, что три клика, чтобы вынуть флешку — это ад, то я напомню ещё кое‑что. Эта микроскопическая иконка вообще не была видна на панели. Чаще всего она пряталась в выдвижном интерфейсном ящичке с кнопочкой‑стрелочкой:
Итого: прицелиться в стрелку, нажать на иконку с галочкой, найти и выбрать флешку в списке, нажать «стоп», подождать пять секунд.
Или вот ещё моё любимое: сидишь себе, работаешь, пишешь текст или дизайнишь дизайн, а Виндоус — раз на тебя с иконкой веника: «Что‑то на твоём рабочем столе слишком много иконок, неряха. Давай‑ка приведём в порядок, что расселся?»
С чего, откуда, почему ему показалось, что я сейчас не слишком занят?
И это издевательство было установлено на каждом компьютере. Где были наши хипстерские «маки» десять лет назад? Да нигде (как и хипстеры).
Провалившиеся продукты с хорошим дизайном
К сожалению, не меньше примеров «прогоревших» продуктов с отличным дизайном.
Вспомним автомобили Альфа‑Ромео. В целом об их дизайне можно спорить, он довольно специфический. Но их последний седан, модель 159, выпущенная в 2005 году,— это автомобиль, который нравится всем:
Возможно, это слишком смелое обобщение. Но на 159‑ю оборачиваются и пешеходы, и водители, и мальчики, и девочки. Это не роскошный автомобиль, он дешевле других своего класса. И что же? Автомобиль снят с производства, новых моделей Альфы нет уже несколько лет, концерн находится всё в том же месте, которое нельзя называть.
Такие примеры есть в практике каждого дизайнера. Проекты, в которые он вложил силы и желание сделать хорошо, которые даже спустя годы он вспоминает с гордостью, но которые оказались неуспешными и пошли ко дну. У меня они были, есть и будут.
Как же так? Неужели успех продукта не зависит от дизайна?
Не знаю как вы, а я всё равно идеалист. Когда идеалы разбиваются, нужно искать новые.
О том, как связаны продукт, его дизайн и интерфейс, и от чего же зависит его успех и провал — в следующих советах рубрики.
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.