Что писать во введении к статье — и нужно ли оно вообще — зависит от задачи. Введение помогает решить пять задач:
привлечь внимание к статье,
создать мотивацию для чтения,
погрузить в проблему или настроить на волну,
опустить оборону,
помочь разобраться в логике статьи.
Привлечь внимание
В СМИ и соцсетях часто приходится писать для скучающего и незаинтересованного читателя. Чтобы привлечь его внимание, журналисты используют жёсткие, скандальные и нестандартные введения. Его называют кикером — от kick, «врезать»:
Когда мы разняли этих двоих, все уже выбежали из своих кубиков и столпились возле фонтанчика. Главред плевал кровью прямо на пол, издатель ещё пытался его достать, но мы его крепко держали. «За Бейонсу ты мне ещё ответишь!» — прохрипел главред и похромал к выходу. Так спор о правильном написании имени Beyoncé закончился, не начавшись.
Когда издание дорожит репутацией и отношениями с читателем, скандальность кикеров стоит поубавить. Если читатель постоянно сталкивается с кровью, кишками и безудержным сексом, чувствительность к этим образам падает. Злой цепляющий кикер — для единичных акций.
Создать мотивацию для чтения
В учебных статьях, уроках, курсах и книгах иногда полезно зарядить читателя на долгое мотивированное чтение. Читатель должен захотеть прочитать статью целиком, чтобы получить выгоду. Во введении эту выгоду следует пообещать:
В этой серии уроков мы готовимся собрать нашего первого робота. Мы будем его собирать и программировать, но сначала разберемся, почему он вообще работает. Главное, что следует понять о работе робота — как работает электричество. Если этого не понимать, запросто спалить компоненты робота или устроить пожар в квартире. Поэтому начнем с основ: почему ток бежит по проводам.
Польза бывает разная: научился что‑то делать, избежал ошибки, стал лучше в профессии, решил проблему. Все эти обещания годятся для введения.
Погрузить в проблему
Если статья посвящена сложной теме, помогите читателю вспомнить все, что он о ней знает. Если статья о сложной проблеме, помогите читателю её осознать:
Когда вы подключаетесь к интернету в кафе, все, что вы делаете, становится видимым всем другим гостям. Если рядом с вами в кафе будет технически подкованный человек, он сможет подсмотреть ваш пароль от интернет‑банка, зайти в ваш Фейсбук и даже перехватить ваши сообщения.
В таком введении важно начинать с того, что читатель уже знает и испытывал в жизни. Не абстракции, а именно конкретный чувственный опыт. Не «Уровень инфляции растёт», а «Когда вы пойдёте в магазин за молоком, посмотрите, сколько оно стоит…» Тогда погрузиться в проблему проще.
Опустить оборону
Статьи на спорные и резкие темы могут вызвать у читателя резкое несогласие уже на заголовке. Если это ваш случай, начните статью с того, с чем читатель согласится и что будет идти, возможно, даже против основной идеи статьи. Так читатель будет настроен слушать другие аргументы статьи. Можно назвать это травлением лески:
Три причины не брать кредит на свадьбу
Если хотите свадьбу своей мечты, запомните заклинание: «Свадьба — это же раз в жизни». Это заклинание снимает все ограничения бюджета. Хотите «то самое» платье, но оно стоит 200 тысяч рублей? «Это же раз в жизни!» — Пуф! — платье ваше. Хотите лимузин длиной с палку останкинской колбасы — «Раз в жизни!» — Пуф! — лимузин у порога.
Я знаю, что для многих людей свадьба очень важна, поэтому на нее не жалко никаких денег. Но прежде чем брать на свадьбу кредит, пробегитесь глазами по этим трем соображениям, хотя бы ради интереса.
Разумеется, ваш аргумент в начале должен быть искренним, а не издевательским.
Помочь разобраться в логике
Иногда статья касается настолько сложной темы, что само устройство статьи становится сложным и требует пояснения. Тогда во введении полезно объяснить, как устроена статья — дать читателю взгляд на неё «с высоты птичьего полёта»:
Гравитация в теории относительности ведёт себя неинтуитивно. Чтобы объяснить её с точки зрения Эйнштейна, мы сначала вспомним классическое ньютоновское понимание гравитации, потом разберём понятия пространства‑времени и его искривления, а потом сравним одно с другим.
Во введении можно решать одновременно несколько задач: например, сначала приковать интерес, потом создать мотивацию и наконец помочь разобраться с логикой.
Вы — биологический микроконтроллер. Все, что вы знаете и любите, все ваши мысли и чувства, вся ваша жизнь упакована в живой микропроцессор с кучей интерфейсов. И если вы захотите построить человекоподобного робота, вам придется понять, как устроены обычные микроконтроллеры и чем они отличаются от вашего мозга. Об этом сегодня и поговорим.