x
 
Ромка Павлов
27 ноября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Помогите разрулить спор с клиентом. Я пишу текст о компании и, понятное дело, должен часто использовать списки: что мы делаем, как, зачем и т. д. Весь текст получается последовательностью списков с однострочными вводными к ним.

Клиент считает, что это фигня, и вместо списков нужны абзацы со связным текстом. Я считаю наоборот, что списки — это кайф, и чем больше их будет — тем лучше.

Кто прав?


Серьёзный вопрос. Чтобы на него ответить, придётся разобраться в матчасти. И из этого уже выведем ответ.

Форма текста влияет на то, как его читают. Абзац и перечень читают по-разному.

Когда читатель видит перед собой абзац, форма абзаца сообщает ему три мысли об этом тексте:

  • Этот абзац нужно читать с начала до конца в той последовательности, в которой он написан. Начать с конца или с середины нельзя.
  • Предложения внутри этого абзаца связаны между собой либо последовательно, либо иерархически. Сначала что-то главное, потом — второстепенное.
  • Главная мысль или тема абзаца, по идее, должна быть в начале. Значит, если начало абзаца тебе не интересно, то и весь абзац, скорее всего, будет неинтересен, И наоборот: интересное начало абзаца значит интересный абзац.

В абзаце следует рассказывать логически связанные, последовательные истории, в которых есть важное и второстепенное. Например, в тексте о компании рассказывать о своей работе, полезном действии и миссии следует в абзаце, потому что эти мысли связаны между собой иерархически:

  • Мы — журнал о личных финансах. Помогаем жителям России лучше распоряжаться деньгами и имуществом. Мы хотим, чтобы каждый наш читатель стал квалифицированным частным инвестором и мог обеспечивать себя за счёт инвестиционного дохода.

Абзац настраивает на последовательное вдумчивое чтение. В этом абзаце невозможно ничего выхватить. Форма абзаца как бы намекает: «Читай меня полностью, раз уж пришёл». Абзац — это инструмент для подробного вдумчивого чтения.

Допустим, перед читателем текст из абзацев:

Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации:

Перечень своей формой сообщает читателю другие мысли:

  • Перечень можно читать в любом порядке, потому что каждый элемент независимый. Можно прочитать начало каждого элемента и, если он неинтересный, перейти к следующему.
  • Элементы перечня одинаково важные. Между ними нет причинно-следственных или иерархических связей.
  • Тема перечня задана в обобщающем предложении или в подзаголовке. Все элементы перечня — развитие этой темы.

В перечне можно перечислять однородные сущности: услуги, этапы работ, пункты технического задания, документы на подачу визы. По перечню удобно искать и сверяться. Например, в случае с текстом о журнале в перечне можно рассказать об основных темах, которые нам интересны. Каждая тема равноценна. Мы как бы предлагаем читателю выбор:

  • Доходы. Как получать больше, создавать дополнительные источники дохода и расти в профессии.
  • Инвестиции. Куда и как вкладывать, чтобы сбережения приносили пользу.
  • Расходы. Как перестать тратить деньги на ерунду.

Перечень подсказывает читателю, что перед ним нечто упорядоченное, равноценное, нарезанное на аккуратные фрагменты, из которых нужно выбрать.

Допустим, перед читателем один перечень:

Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации:

Перечень по сравнению с абзацем кажется более простым и упорядоченным, а потому — более привлекательным при диагональном чтении. Если поставить перечень в текст, он привлечет к себе больше внимания, чем абзац:

Однако если перечней на одном экране два или три, то получается обратный эффект. Теперь простого слишком много, читателю приходится принимать слишком много решений. И тут выбрать, и там выбрать, везде сплошной выбор:

Я предпочитаю в любом тексте совмещать подачу абзацами и перечнем, чтобы читателю было легко принять решение и найти нужное. В вашем случае важно понять, что именно вы упаковываете в перечни и как так вышло, что у вас весь текст состоит из них. Если у вас в тексте всё однородное и одинаковое, то это плохо: это не текст, а просто набор фактов, который трудно считывать подряд. Если же вы ставите в перечень логически связанные элементы, то вы неправильно пользуетесь перечнем.

Подробнее о перечнях поговорим в следующем совете.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Виталий Кузнецов
28 ноября 2016

Самое простое — используйте текст клиента, а перечни добавьте для выводов, резюме. И клиент доволен, и смысл для читателя есть.

А ещё лучше спросить клиента — что человек должен понять из прочитанного? Какие выводы сделать? Что быстрее прочитать и понять?

«Кайф» или «нравится» — это не аргументы, а субъективные мнения. Спросите клиентов заказчика — что им полезнее, читать полотна или списки-выводы. Пусть решает потребитель.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

2 1 Как сделать нагляднее таблицу перфорированных лотков? Часть вторая 5 Это какие‑то другие пиксели? Как они соотносятся? 2