Драматургия в информационном тексте

Драматургия в информационном тексте

Это третья часть совета о драматургии в информационном тексте. В этот раз — о структуре.

Драматическое произведение состоит из трёх частей: завязка, развитие действия и развязка. Информационная статья строится похожим образом: введение, раскрытие мысли, заключение. Каждую часть отдельно и структуру в целом можно сделать более или менее драматичной. Драма зависит от того, насколько структура оправдывает или ломает ожидания читателя. В разных статьях по‑разному: где‑то полезно оправдать ожидания, а где‑то — сломать.

Эмоциональные и функциональные статьи

Я делю статьи на эмоциональные и функциональные.

Функциональные — те, которые отвечают на конкретный вопрос читателя: как платить взносы за сотрудников, выбрать помещение для кофейни или проверить договор аренды на риски. В такие статьи читатель приходит, когда сталкивается с конкретным вопросом: набирает в поиске, находит статью, читает. Как правило, это простая пошаговая инструкция, в которой легко ориентироваться и впоследствии возвращаться к конкретным кусочкам. В функциональной статье лучше не нарушать ожиданий читателя, а дать ему ответ на вопрос. Поэтапно, без заигрываний.

Эмоциональный текст рассказывает историю. Это тоже может быть практичная информационная статья, но на основе личного опыта: герой статьи искал помещение для кофейни, обошёл пешком полгорода, несколько раз чуть не попался на обман мошенников и наконец нашёл помещение, но увидел его и понял, что это идеальное помещение не для кофейни, а для спорт‑бара, и открыл спорт‑бар. Советы о поиске помещения здесь могут подойти не всем, но это интересно читать за счёт драмы. Драма здесь складывается сломанными ожиданиями: герой ищет помещение сам, а не на Авито, встречается с мошенниками и открывает не то, что хотел изначально.

Формирование ожиданий во введении

Вот пример хорошего, крепкого введения в статью:

Я брал ипотеку трижды. Два раза как наёмный работник и один раз в качестве ИП. В первый раз я покупал комнату в общежитии, потом квартиру, а в третий раз — дом. Всё это произошло за десять лет. Теперь я знаю, как собирать документы, выбирать самые выгодные условия и договариваться с банком, если нарушил срок оплаты. В этой статье я расскажу о своём опыте.

В этом введении автор сформировал ожидания читателя и теперь его задача по порядку рассказать об опыте с ипотекой. Статья получится спокойной и предсказуемой, никаких нарушенных ожиданий. Если все статьи автора или издания начинаются так, на пятой постоянному читателю станет скучно.

Если мы хотим захватывать интерес читателя, нужно ломать ожидания: менять компоновку, добавлять интригу, экспериментировать с введением. Это и есть драма в структуре статьи.

Драма в структуре

Если вы смотрели фильм «Шестое чувство», вы знаете, какое потрясающее впечатление оставляет неожиданная развязка. То же самое можно делать в статьях: вести читателя по статье так, чтобы он был в постоянном ожидании. Я знаю несколько приёмов для этого, хотя на самом деле их гораздо больше.

Заинтриговать — во введении сказать читателю, что мы знаем секрет, и если читатель тоже хочет его узнать, должен дочитать до конца.

Я трижды брал ипотеку и за это время мне дважды довелось общаться с коллекторами. Первый раз эти переговоры оказались провальными, зато после второго раза я узнал секретный рецепт. Но сначала об ошибках.

Читатель начнет читать статью и может даже забыть о секрете, но будет помнить, что есть какая‑то причина читать до конца. Это будет удерживать внимание.

Начать с конца. Фильм «Титаник» начинается с того, что главная героиня рассказывает свою историю. Так зритель с самого начала знает, что героиня останется в живых. Его внимание сосредотачивается не на том, чем всё закончится, а на том, как всё будет происходить. Такой же приём можно использовать в информационных статьях.

Я брал ипотеку трижды и два раза общался с коллекторами. Оба раза были неприятными, но в итоге всё закончилось хорошо. Если вы планируете брать кредит или ипотеку, мой опыт вам пригодится.

Начать с середины. «Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далёкий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд» — это начало романа Маркеса «Сто лет одиночества». Этот роман начинается с середины, и это гениально с точки зрения драмы.

После первой строчки в романе начинается рассказ о том самом вечере, а продолжается повествованием о жизни семьи Буэндиа. Читатель читает роман, забывает, что полковник стоит в ожидании расстрела, погружается в историю, а потом — бац! — и в середине романа встречает полковника, который ждёт расстрела. И это прямо награда за то, что читатель дочитал до этого эпизода. Если вам нравится этот приём, попробуйте его в своей статье:

Друзья, вообще‑то я пошёл в банк подавать документы на ипотеку. Это уже третья моя ипотека, поэтому я думал, что меня будет сложно чем‑то удивить. Но в итоге я оказался в полицейском участке, а документы подал только после того, как разобрался с полицией.

Здесь важно, чтобы история с полицейским участком была связана с походом в банк. Если героя статьи по дороге просто ограбили, читатель почувствует себя обманутым, ведь это будет посторонней историей, а не частью основного конфликта.

Закольцевать введение и заключение. Это значит, в конце статьи вернуться к тому, с чего начали. Хороший пример можно подсмотреть в первых минутах интервью Татьяны Толстой Владимиру Познеру:

'_cover.jpg' not found

Закольцовывать композицию можно и в информационных статьях. В нашем примере про ипотеку начать с того, что «Брать ипотеку — это нормальный способ купить квартиру. Но брать ипотеку трижды — полное безумие». А закончить чем‑то вроде «Конечно, трижды ввязываться в ипотеку — это безумие, но всё‑таки пройти его вполне возможно».

Переплести истории. Это мой любимый тип структуры, который требует тщательной работы с материалом и редко куда вписывается. Переплетение историй подразумевает, что в статье есть главная история и второстепенные. Главная проходит через всю статью и выдаётся зрителю кусочками, а второстепенные даются целиком в разных частях статьи. Это трудно представить на теме с ипотекой, но есть два блестящих примера из мировой прессы:

Такая структура крепко удерживает внимание читателя. Второстепенные истории заставляют читать отдельные кусочки статьи, а главная не даёт уйти, пока не прочитает до конца. Это хорошо работает в длинных статьях, насыщенных сложным фактическим материалом.

Создавать драму в структуре — это большой труд, который требует подготовки и навыка. Я бы не советовала авторам бросаться придумывать драматичную структуру, пока не хватает опыта в отборе материала и построении крепкой, предсказуемой структуры. Сначала надо научиться собирать фактуру, выбрасывать лишнее, делать просто, а уже потом переходить к интриге и драме.

Предлагаю уважаемым советчикам поделиться примерами драматичной структуры.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы