Яков!

У меня нет быстрых рецептов, но есть три соображения по этому поводу, которые я попробую объяснить на одном примере.

Частная клиника запустила блог и хочет, чтобы редактор составил темник статей на три месяца.

Эта задача кажется довольно простой, за неё может взяться даже начинающий редактор. В то же время я знаю, что простых задач не бывает, и здесь как раз важно уметь смотреть на задачу с разных углов.

Набирать многообразный опыт

Чем больше и интереснее опыт специалиста, тем шире он смотрит на задачу, видит её на разных уровнях и может разработать качественное решение.

В нашей истории с клиникой начинающий редактор составит список тем из того, что лежит на поверхности: как уберечься от простуды, зачем делать прививку от гриппа, какие анализы сдать для профилактики инсульта.

Редактор поопытнее узнает, есть ли эксперты, у которых можно собрать материал для статей. Потом он поговорит с этими экспертами и составит список из тем, на которые они готовы общаться. Это будет часть темника. Другая часть будет состоять из частых вопросов клиентов клиники. Так темы будут полезными для читателя и проверенными, поскольку о них говорят эксперты.

Самый опытный редактор сделает всё, что сделал предыдущий, но добавит ещё несколько вариантов тем: простые темы, которые можно написать без участия эксперта, истории читателей и темы из запросов поисковиков, сразу с семантикой. Так контент получится разнообразным, гибким по стоимости производства и эффективным для привлечения читателей из поиска.

Чтобы стать третьим редактором из примера, нужен многообразный опыт: поработать в изданиях, общаться с маркетинговыми агентствами, проходить курсы, не замыкаться только на своём видении профессии. Часто редакторы с пренебрежением относятся к оптимизации текста под поисковики, хотя их представления об этом застряли где‑то в 2014 году. Поэтому прежде чем пренебрегать каким‑то решением, нужно поинтересоваться, как оно устроено, где и почему сработало, это тоже помогает набирать опыт.

Опыт, который специалист получает лично, важный, но он очень ограничен. Поэтому советую общаться с ребятами из разных сфер и узнавать, как они работают, как смотрят на разные вещи. И конечно, читать книги, путешествовать, быть любознательным.

Адаптировать готовые решения

Если какое‑то решение однажды сработало и подходит для новой задачи, придумывать новое нерационально. Понятно, что готовое решение специалист постарается максимально адаптировать под другой проект, но его хотя бы не придётся придумывать с нуля.

Редактор составляет тематический план для клиники и по опыту знает, что лучше всего работают личные истории. Тогда он придумывает, как собирать истории читателей, разрабатывает под них рубрики, ставит в план.

Разумеется, в будущем специалист проверит, как решение работает в новом проекте. Например, может оказаться, что читатели с удовольствием делились своими историями в проекте о деньгах, но не хотят рассказывать о болезнях. Тогда придётся докрутить это решение и снова посмотреть результат, а может, и вовсе отказаться от него.

Задавать вопросы

И ещё один важный инструмент, который помогает смотреть на задачу с разных углов — это задавать вопросы.

В задаче с тематическим планом может получиться, что план будет интересным и разнообразным, но работать с ним окажется трудно. Допустим, редактор поставит тему «Как получить квоту на лечение», а окажется, что её нельзя выпускать без комментария департамента соцзащиты, и комментарий потом ещё нужно согласовать. Если бы редактор задал вопрос об ограничениях по темам и сотрудничестве с государственными учреждениями, это помогло бы сделать план более работоспособным.

Задавать вопросы, даже те, которые кажутся глупыми или неуместными, — очень полезная практика. Из ответов неожиданно может оказаться, что клинике вообще нужен не тематический план, а хороший таргетолог.

У бюро есть стандартный список вопросов для потенциальных клиентов. Это тоже пример готового решения, которое отлично работает, если хочешь разобраться в новых проектах.

P. S. Это был воскресный совет о работе редактора. Присылайте вопросы

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы