Давайте сегодня попробуем не пример, а аналогию. Представьте, что инфостиль — это шкафчик с кухонной утварью. Мысленно открывайте его и смотрите, что там есть:
набор ножей, чтобы удалять из текста ненужные части;
молоточек для отбивания, чтобы текст легко пережёвывался;
форма для выпечки, чтобы текст приобретал нужную форму;
специи, чтобы текст манил ароматами и привлекал волшебством;
овощечистка, чтобы готовить факты к использованию в тексте;
поваренная книга, в которой собраны лучшие рецепты и техники.
Есть там и какие‑то другие инструменты, но вы пока не знаете, как их применять.
Вот вы готовите текст о себе. Полезно будет заглянуть в поваренную книгу и подумать, а из чего его готовить, чтобы читателю было вкусно. Вы берете хороший кусок мяса, но в нём много жира — вы удаляете лишнее. Дальше нарезаете на кусочки нужного размера, чтобы их было легко прожарить. Для такого типа мяса нужны вот такие специи. Теперь овощи — моем, чистим, удаляем недостоверное, используем приёмы создания доверия, приводим примеры и антипримеры. Придаём всему этому форму и на медленный огонь до готовности.
Вы только что использовали инструменты информационного стиля. Можно ли сказать, что текст в информационном стиле? Наверное, можно, но какая по сути разница? Это то же самое, если бы мы говорили, что блюдо сделано в «приготовленном стиле».
Можно ли без?
Можно ли готовить без этих инструментов? Вопрос не в «можно» — вы можете делать всё что угодно, ведь это ваш текст и ваша ответственность за результат.
Но что будет, если без них готовить? Если не удалить лишнее, текст будет расплывчатым и перегруженным, читатель устанет. Если не наладить синтаксис, его будет трудно читать, вы потеряете внимание людей. Если текст не нацелен в мир читателя, тот вообще не обратит на него внимания. Информационный стиль помогает избежать этих проблем.
А с другой стороны, если читатель страшно голоден и ему позарез нужен именно ваш текст, он преодолеет любые трудности. Волки едят мясо сырым, иногда даже живым — и ничего. Если вы пишете для друга, и ему очень важно ваше письмо, — он прочитает его в любом виде. А если пишете для себя — так это вообще ваше личное дело и никто вам не судья.
Информационный стиль — это набор инструментов. Если вы используете их, ваш текст становится интереснее, полезнее, более читаемым и убедительным. Использовать эти инструменты необязательно, но чаще всего это в ваших интересах.
И вместе с тем можно использовать инструменты не к месту: нарезать слишком мелко, переперчить, пересушить. Часто люди открывают для себя магию удаления лишних слов и, увлекаясь, начинают удалять из текста вообще всё. Но это со временем исправляется. Когда инструменты хорошие, то и мастерство повара растёт быстро.