Вот алгоритм:
Сформулировать полезное действие в мире читателя. Почему читатель сам захочет это прочитать?
Найти хороший источник примеров по вашей теме, чтобы брать оттуда материал.
Сформулировать заголовок и тезисный план. Заголовок должен зажигать читателя, вызывать интерес. Тезисный план — оправдывать ожидания.
Подыскать информативные иллюстрации ко всей статье или к каждому тезису по отдельности
Каждый тезис раскрыть по формуле «Тезис + пример + антипример».
По желанию добавить введение в тему и заключение (это необязательно, если тема читателю знакома)
Почистить, причесать, сократить
Теперь по шагам. Для примера возьмём тему преподавания английского языка. А мы, допустим, школа английского.
1. Полезное действие в мире читателя
Кому мы пишем? Если мы преподаём английский, нашим читателем будет либо ученик, либо преподаватель. Допустим, с помощью статьи мы хотим обратиться к преподавателям, чтобы они захотели со временем работать в нашей школе.
Что интересно преподавателю? Вот несколько идей:
Эффективность занятий — чтобы ученик чувствовал пользу от занятий
Удержание клиентов — чтобы они записывались на новые уроки, не отменяли старые
Где брать материалы для занятий, чтобы они были интересными и выглядели профессионально
Как работать с трудными, непослушными детьми
Как ускорить проверку работ
Писать нужно не о том, что вы хотите сказать, а о том, что интересно читателю. Поэтому вы выписываете длинный перечень интересных читателю тем и из него выбираете что‑то, о чём можете хорошо рассказать.
Подробнее о полезном действии в мире читателя — в большой презентации.
2. Источники примеров
Чтобы писать интересно, нужны примеры. Сочинять примеры трудно. Лучше их брать из жизни. Но жизнь большая, поэтому нужно знать короткую дорожку до нужных вам примеров.
Например, я понятия не имею, где брать материалы для занятий английским языком. Я мог бы пойти по интернету в поисках таких сайтов, но это требует усилий и я могу подобрать что‑то не слишком полезное. Лучше не буду брать эту тему вообще, раз у меня нет примеров.
Зато у меня есть примеры на тему об удержании клиентов. Будем писать на эту тему.
Подробнее о ресурсах — в видеоролике «Ресурсный подход».
3. Заголовок и тезисный план
Хороший заголовок соответствует одному или нескольким критериям:
Обещает решение насущной проблемы читателя.
Показывает, что чтение этого текста сделает читателя молодцом, более уважаемым, умным, успешным, счастливым.
Обещает сильные эмоции, интригу, вызывает возмущение или радость сам по себе.
В случае с темой «Удержание клиентов» можно сконструировать несколько вариантов заголовка:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Как опытные репетиторы удерживают учеников и занимаются с ними долго
«Он обучил всех наших детей, их друзей и их родителей». Как опытные репетиторы растят клиентскую базу
Подробнее о формулировании заголовков — в курсе молодого бойца.
Когда выбрали заголовок, для порядка выпишите основные вехи этой статьи. Например:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Почему отменяют занятия
Что делать: учебная программа
Что делать: карточка прогресса
Что делать: санкции
Пунктов может быть больше или меньше. Тут важен принцип: вы садитесь за текст, заранее понимая, о чём вы будете рассказывать. Не ждите, что мысль придёт во время написания.
Если статья для соцсетей (и поэтому должна быть покороче), имеет смысл каждый пункт вытащить в отдельную публикацию.
4. Иллюстрации
Прежде чем писать, посмотрите, есть ли у вас что‑то визуальное, чем можно подкрепить статью. Но не просто картинки «в тему», а именно иллюстрации — визуальные и текстовые элементы, которые дополняют вашу мысль. Хорошо бы такие иллюстрации подобрать к каждому разделу статьи:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Почему отменяют занятия — схема, в которой виден спад интереса из‑за того, что ученик не видит результатов
Что делать: учебная программа — скриншоты учебных программ
Что делать: карточка прогресса — скриншот карточки прогресса
Что делать: санкции — таблица с возможными вариантами санкций за отмену занятий
Об иллюстрациях уже много рассказано, вот основные вехи: пляшите от визуалки, видеоразбор, фрагмент курса.
5. Раскрытие тезисов
Теперь пишем. Очень просто:
Формулируем тезис
Приводим к нему пример
И тут же с обратной стороны: а что будет, если сделать наоборот?
Такая схема помогает подсветить тезис с разных сторон и сделать его понятным. На примере одного из разделов:
Что делать: учебная программа
Тезис. Когда у ученика есть учебная программа, у него появляется ощущение прогресса, а бросить занятия на середине уже сложнее. Это актуально, даже если вы занимаетесь с учеником индивидуально. Поэтому составляйте программу и показывайте её ученику и родителям; а по мере прохождения программы отмечайте прогресс.
Пример. Допустим, вы решили в ближайшие 3 месяца освоить настоящее и прошедшее время, а также научиться заказывать еду в ресторане и рассказывать о себе. Составьте программу, в которой будет видна последовательность этих тем. Желательно добавить несколько контрольных точек — вроде контрольных, тестов или зачётов. Это может выглядеть как‑то так: (иллюстрация)
Антипример. Часто репетиторы хвастаются, что занимаются по индивидуальной программе и подстраивают каждый урок под потребности ученика. Но тогда у самого ученика нет ощущения, что он куда‑то двигается и получает какой‑то результат. Когда ты не знаешь, куда идёшь, ты не можешь оценить, как далеко ты прошёл. Мотивация падает.
Повторяете это упражнение для всех тезисов статьи.
Об объяснении с разных сторон — в статье в блоге.
6. Введение и заключение
Если тема для читателя новая, есть смысл в начале немного ввести его: о чём речь, в чём проблема, почему она важна. Если читатель всё и так знает, можно не переживать. Читайте об этом: с чего начать статью.
Если статья получилась объёмной, в конце можно проговорить основные мысли в столбик.
7. Редактура
Пропустите текст через сервис «Главред», удалите стоп‑слова, . И всё, не мусольте, выпускайте.
Я бы выделил три главные ошибки авторов, которым трудно писать:
Ошибка: пишут текст о себе и для себя, а не для читателя. Читатель эгоистичен и хочет, чтобы тексты ему помогали. Если этого нет, он имеет полное право ваш текст игнорировать.
Ошибка: садятся писать, а думают в процессе. Например, садишься за лист и думаешь, что сейчас откроется чакра и мысль попрёт. У кого‑то, наверное, что‑то получается в таком режиме, но чаще нет. Сначала придумайте статью, потом её изложите.
Ошибка: выводы, а не примеры. Люди мыслят образами, а не абстракциями. Чтобы текст был понятным, он должен быть под завязку забит примерами и антипримерами, а не умными мыслями. Этому посвящена примерно четверть книги «Ясно, понятно».
Отдельной строкой — текст, а не иллюстрации. Иногда картинка лучше тысячи слов.