Школа
Текст

Как объяснить авторам пользу заявки на статью, если они воспринимают её как лишнюю работу?

Привет!

Как объяснить авторам пользу заявки на статью, если они воспринимают её как лишнюю работу?

Ожидания: автор пишет заявку, определяет проблему читателя и полезное действие, пишет структуру на уровне подзаголовков, находит экспертов внутри компании, прикрепляет ссылки на существующие материалы и референсы, придумывает иллюстрации.

Реальность: авторы считают, что заявка не нужна, потому что во время работы можно на 100% изменить структуру и фактически писать совсем другую статью.

Мои аргументы, что основная часть работы проходит на этапе заявки, не срабатывают. Авторы думают о том, как будут двигать слова.

Не работать с такими авторами не предлагать.

Максим
4 июля 2021
👁 9037   🗩1
Текст

Как объяснить авторам пользу заявки на статью, если они воспринимают её как лишнюю работу?

Привет!

Как объяснить авторам пользу заявки на статью, если они воспринимают её как лишнюю работу?

Ожидания: автор пишет заявку, определяет проблему читателя и полезное действие, пишет структуру на уровне подзаголовков, находит экспертов внутри компании, прикрепляет ссылки на существующие материалы и референсы, придумывает иллюстрации.

Реальность: авторы считают, что заявка не нужна, потому что во время работы можно на 100% изменить структуру и фактически писать совсем другую статью.

Мои аргументы, что основная часть работы проходит на этапе заявки, не срабатывают. Авторы думают о том, как будут двигать слова.

Не работать с такими авторами не предлагать.

Максим
4 июля 2021
👁 9037   🗩1
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 14
14
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Заявка на статью — это документ, в котором автор описывает будущую работу: о чём будет статья, какие задачи будет решать, как будет проиллюстрирована, кто будет экспертом. Я начал использовать заявки, когда работал главредом в «Тинькофф‑журнале», но вообще заявки используются во многих изданиях.

Заявки будут работать там, где выстроен процесс

Во время моего дежурства в Т⁠—Ж процесс был устроен так:

  1. Любой человек мог предложить тему статьи, написав заявку

  2. Заявку одобрял кто‑то из редакторов

  3. Только после одобрения можно было получить доступ к редактору, который помог бы эту статью сделать

  4. Когда редактор принимал статью, автор мог получить гонорар

Не согласовал заявку — тебе некому сдавать статью. Написал статью не по заявке — у тебя её не приняли. Заявка была не рекомендацией, а обязательным требованием. Нет заявки — нет статьи — нет гонорара.

Этот процесс работал, потому что авторов было больше, чем наших возможностей для выпуска; а гонорар за статью был выше, чем в других изданиях. Поэтому авторы хотели у нас писать, а мы имели возможность из них выбирать. Подробнее об этом процессе — в портфолио.

Если бы, например, авторы были в дефиците и редакторы за ними бегали, то нам было бы намного сложнее внедрить заявку. Или заявки писались бы формально, когда статьи уже написаны.

Заявки будут работать там, где они помогают авторам

Сейчас я работаю главредом в «Кинжале», и там производственный процесс сложнее, чем в моё время в Т⁠—Ж. Мы сначала рисуем черновые иллюстрации и придумываем визуальные ходы и только потом пишем текст. Иллюстрация — штука трудоёмкая, поэтому никто не хочет сначала всё нарисовать, а потом получить комментарий в духе «А давай тут перерисуем».

В коротких форматах вместо заявки у нас тема и ссылка на источник. Например:

  • — Хочу сделать статью про стресс и выгорание

  • — Да, но на основании какой именно книги?

  • — Просто по источникам в интернете

  • — Не, так не пойдёт. Нужны нормальные авторитетные книги

  • — Окей, поищу

Это тоже заявка: но не длинный заполненный документ, а короткая переписка в чате.

И наоборот: если бы я заставлял ребят заполнять заявку, пользу от которой они не понимают, то со временем всё бы умерло.

Заявка должна отражать задачи издания, а не копировать формат Т⁠—Ж

Не знаю, насколько это относится к вам, но на всякий случай отмечу: заявка должна расти из насущных потребностей издания. Если вам не нужно заранее знать, какие разделы будут в статье, вам не нужно указывать их в заявке. Если у вас статьи могут выходить без иллюстраций, вам незачем требовать от авторов иллюстрации в заявке.

В «Коде» вообще нет заявок, у нас наоборот: если Миша Полянин уверен в статье, он просто её пишет и приносит на проверку, понимая требования и форматы издания. Если с темами что‑то не так, мы об этом говорим и корректируем статьи на будущее. То есть не «все заявки проходят через главреда», а «главред смотрит на то, что выходит в издании, и влияет на будущие решения».

Похоже, что в вашем случае форма заявки не отражает потребности авторов и не помогает им в работе. Если авторы будут менять структуру во время работы и у них это примут — нет смысла описывать это в заявке. Если главред пропускает статьи без иллюстраций — нет смысла думать об иллюстрациях на этапе заявки. Если у главреда нет права завернуть статью и лишить автора гонорара, то зачем вообще считаться с его требованиями?

Короче: нужен лесник, который придёт и к чёрту всех разгонит.

Текст, редактура и информационный стильРедакционная политика
Полезно
 14
14
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Я в своей работе (продуктовая редакция, IT) использую заявки выборочно. Чаще всего — для обширных статей описательного характера, не слишком углублённых технически. Объясняю это авторам так: с заявкой меньше рисков, что придётся переделывать работу.

Если автор пишет на узкотехническую тему, заявку не прошу, от её наличия ничего не изменится. Обсуждаем только тему.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы