Вот мы и добрались до самого популярного приёма выделения главного объекта. Без преувеличения: это главный приём начинающих фотографов и сильный инструмент опытных. Сегодня поговорим о выделении главного объекта резкостью. Существуют два варианта этого приёма.
Главный объект резкий, окружение в расфокусе
Первый вариант связан с глубиной резкости. Одна из особенностей нашего зрения — способность фокусироваться на объекте, при этом окружение как бы «размывается» и уходит на второй план. Фокусировка, в свою очередь, означает захват нашего внимания и сосредоточенность:
О глубине резкости я рассказывал в совете о диафрагме
Оптика фотоаппаратов имитирует работу глаза, в том числе и с помощью глубины резкости. Чем меньше глубина резкости, тем сильнее размывается фон и окружение. Так, на плоском фото мы создаём иллюзию сосредоточения на объекте, принудительно говорим на что смотреть. Резкое кажется важным, а размытое ощущается неважным, фоновым. А ещё малая глубина резкости даёт плоской картинке ощущение глубины и объёма.
О глубине резкости я рассказывал в совете о диафрагме
Нерезким может быть не только фон, но и окружающие объекты, в том числе и на переднем плане:
Малая глубина резкости возникнет, если:
сильно открыть диафрагму,
использовать объектив с большим фокусным расстоянием,
снимать объект с близкого расстояния.
Главный объект резкий, окружение смазано
Второй вариант связан с движением. Хоть суть выделения главного та же, что и у глубины резкости, но отличается смысл. В этом варианте смысл в передаче динамики объекта или противопоставлении статичного объекта динамичным.
Технически это сложнее в реализации — для съёмки статики потребуется шатив. А съёмка движущегося объекта «с проводкой» потребует определённой сноровки. Это связано с тем, что на размытие в большей степени влияет выдержка.
Значение зависит от скорости нашей «проводки» — чтобы фон смазался, а движущийся объект остался резким
Если нужно передать динамику объекта: главный объект движется, а мы ставим выдержку в районе 1/50 с и снимаем его «с проводкой», фон при этом размывается. Чаще всего так снимают скоростной спорт: бег, велозаезды, автогонки.
Значение зависит от скорости нашей «проводки» — чтобы фон смазался, а движущийся объект остался резким
Если хотим выделить статичный объект: ставим камеру на штатив, устанавливаем длинную выдержку и фокусируемся на объекте, а движущиеся фон и окружение смажутся на фото. Это сильный художественный приём, поэтому он часто встречается в жанре уличной фотографии (street photography):
P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»