x
 
Михаил
30 июля 2009

Хочется разработать удобный интерфейс для ведения учета расходов на ЖКХ (газ, электричество, вода) и побочные нужды (мобильник), а также позволить легко и быстро анализировать данные и делать правильные выводы. В качестве инструмента планируется использовать Microsoft Office Excel 2007. Необходимое условие — расширяемость — возможность легкого добавления новых данных (новый месяц, год).

В текущем примере (см. скриншот) не устраивает повторение данных, одни и те же таблицы (справа) дублируются по три раза.

Из плюсов могу отметить: 1. Зелёными ячейками обозначен минимальный платёж за год, оранжевыми — максимальный. 2. Высокая информативность, пусть и не в очень удобном формате. 3. Для обозначения категорий затрат использовано цветовое кодирование, знакомое нам из детства (вода — голубой, газ — зелёный и т. д.)

Ещё одна особенность — за мобильник приходит счёт раз в месяц, за всё остальное — раз в два месяца.

Интересно было бы узнать ваше мнение и мнение ваших посетителей по поводу решения данного вопроса.

Спасибо.



Неясно, по какому принципу вы причислили мобильный телефон к расходам на ЖКХ, но исключили городской, а также телевидение и интернет. Следом возникает вопрос, как учитывать все остальные расходы, регулярные и незапланированные.

Мне кажется, к большому сожалению, ваша табличка обречена на неуспех, как и огромное число других программ, систем и сайтов ведения домашних финансов.

Все они должны решать очень важную задачу: сделать расходы видимыми и контролируемыми. Проблема в том, что они полагаются на неработоспособную систему, использующую очень дефицитный ресурс: человеческую дисциплину.

Сколько раз в жизни мы принимали решение сесть на диету, начать ходить в спортивный зал, сменить режим дня, бросить курить, прочитать все четыре книги Эдварда Тафти, написать собственную книгу, начать следить за расходами? Сколько из этих решений мы претворили в жизнь?

См. также совет о дисконтной программе.

Каждое подобное решение требует постоянного и равномерного выполнения — дисциплины. Желание есть, а дисциплины нет, поэтому программы домашних финансов, требующие регулярного ввода пользователя, не работают.

Как разрешить это противоречие? Использовать бесплатные ресурсы. «Бензин» для ведения домашних финансов — информация. Нужен способ перекачивать его бесплатно.

Огромный шаг к идеальному решению сделали британские учёные американские бизнесмены на сайте Минт. Сайт предлагает оставить информацию для доступа к вашим банковским счетам, кредитным карточкам, депозитам и вкладам, после чего начинает автоматически учитывать и классифицировать ваши расходы и доходы:

Мировые системы фитнес-центров успешно работают за счёт одноразового решения приобрести годовую карту, а не за счёт реальной посещаемости.

Структура расходов
Отличная визуализация месячного плана, совмещающая на одной оси бюджет и время: сегодня девятое июля, а бензин уже на «уровне» семнадцатого

В крупном масштабе система стала бы «мировым злом» посерьёзнее Гугля. Представьте себе, что вы знаете буквально всё о каждом человеке как субъекте экономической деятельности. Минт уже показывает интересные сравнения личных расходов с расходами среднего американца:

Однако, по моим прогнозам, этого не случится, пока в системе не будет решена проблема доверия. Пока есть только топорные попытки в виде «секьюрных» кнопок и клятвенных текстов, а сомнения людей вполне реальны.

Разрешение одного противоречия породило новое. Есть идеи, как преодолеть паранойю?

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Мельников
30 июля 2009

Был бы интересен прибор, считывающий расход электричества, воды и проч. в реальном времени и показывающий отклонения от графика. Думаю это уже реально сделать на базе «умного дома». Сама же таблица представляет информацию уже постфактум, а значит, после ввода данных придётся мучительно вспоминать, что именно послужило причиной увеличения расходов воды в этом месяце. А так как помнить все случаи пользования водй и электричеством за 30 дней невозможно, то и скорректировать свои расходы также не получится.

Михаил
30 июля 2009

Огромное спасибо за развёрнутый ответ, что касается этой таблички, то её, в первую очередь, разрабатывал для личных нужд, отсюда и некоторые особенности, как отсутствие упоминания о затратах на городской телефон — у меня его просто нет, дома — Skype, во всех остальных местах — мобильник.

Что касается ТВ, инета, квартплаты и прочих постоянных затрат, которые определяются раз в год и меняются крайне редко, то я их не выношу в эту таблицу, т. к. затраты на эти виды услуг не зависят от меня (от объема использования услуг), они постоянны. Но, впрочем, для полноты картины можно добавить и эти значения.

Саша Сергеев
30 июля 2009

На самом деле, Минт и другие — yodlee (минт на нём основан), geezeo, wasabee (не знаю, если кто где родственники) для реального бюджетирования не подходит.

Он просто не может знать, куда пошла наличка, имеет много категорий «по умолчанию», которые простому человеку и не понадобятся (мне бы, например, хотелось иметь три — «обязательно», «можно сэкономить» и «мог бы и не тратить»).

Реальные расходы по ЖКХ надо считать так, как удобнее,— Excel или бумажка подходят, только ваша табличка уж больно раздута. Нужно поставить для себя цель, что с чем сравнивать, а потом решить о формате — сравнивать величины должно быть просто и удобно. Я в своё время пользовался таблицей с множеством листов по каждой услуге и в ней просто были месяцы колонками, а годы строками.

Из такого формата легко делать разные сводные. Из вашего слегка сложнее — адресация слишком заумная.


30 июля 2009

Вариант решения проблемы паранойи — не отдавать свои данные какому-то сайту, а рисовать все графики локально.

Для этого нужно, чтобы банк умел выдавать информацию об операциях по карте в формате РСС (через какой-нибудь там https, что бы это ни значило), а на моём компьютере стояла программа, которая сочетает РСС-читалку с графопостроителем. Поскольку данные не попадают к третьим лицам, паранойя получается на уровене просто использования интернет-банкинга. Программа такая должна уметь собирать данные сразу из нескольких РСС-источников.

Ну, а дальше уже какой-нибудь W3C стандартизует такой РСС, чтобы все банки и платёжные системы выдавали его одинаковым.

Но вопрос о том, как учитывать потраченные наличные, остаётся открытым :-)

Глеб Ревков
30 июля 2009

В интернет-банке Swedbank, как и на сайте Минт, можно классифицировать расходы и доходы. Пользователю предлагаются готовые шаблоны, а также возможность создать свои типы платежей. Сам этим не пользуюсь.

Александр Цебро
30 июля 2009

Большинство из нас являются владельцами банковских пластиковых карт, на которые каждый месяц поступает зарплата. Каждый месяц мы берём свои карты и идём в ближайшее отделение банка, чтобы оплатить услуги ЖКХ, расход газа, электроэнергии, воды, телефонные разговоры, ТВ и др. Смельчаки могут воспользоваться интерфейсами банкоматов и платёжных терминалов, отказавшись от помощи клерков. Продвинутые пользуются услугами интернет-банкинга. Банки имеют нужную информацию о расходах, на основании которых можно спроектировать систему учета расходов. Люди доверяют «своим» банкам. По-моему, это круто вместе с оплаченной жировкой получить/увидеть на экране банокмата/компьютера статистику собственных расходов и, например, получить совет, как сэкономить на питании. Никакой паранойи.

Александр Коноваленко
30 июля 2009

Паранойя здесь как раз уместна. Конфиденциальная информация не должна покидать компьютер пользователя.

Вместо сайта лучше сделать отдельную программу с открытыми исходниками, чтобы независимые специалисты могли изучить её и рассказать о своих находках. От финансовых организаций, в которых у пользователя открыт счёт, потребуется API с режимом «только для чтения», чтобы зловредная программа, по крайней мере, не могла сама потратить деньги.

Останется лишь обезопасить от взлома и вирусов компьютер пользователя, а также серверы его банка, кредитной компании и налоговой. И дело в шляпе! ;-)

Иван Пухкал
30 июля 2009

Алексей, во-первых, для электричества уже есть устройства, которые автоматически ведут учёт киловатт-часов в пересчёте на деньги (уже использованный объём и ожидаемый в конце месяца):
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Energy_Detective

http://www.centameter.com.au/about.htm

Во-вторых, в ряде стран внедряются «умные» счётчики (http://en.wikipedia.org/wiki/Smart_meter), которые отсылают данные об использовании коммунальных услуг обратно провайдерам. На этих данных работает пока закрытый для публики Google PowerMeter (http://www.google.org/powermeter/index.html), работающий веб-интерфейсом для ряда провайдеров-партнёров.

Алексей Рытов
30 июля 2009

Это задача социальная, а не дизайнерская. Я для себя вопрос решил — средний путь между детализацией и «всё в одной копилке»:

— Планируется ДО, а не ПОСЛЕ расходов — после неохота записывать.

— Планируется укрупненно — ЖКХ, телефон, свет — это один пункт, карманные расходы, мелкие покупки, еда в общепите — это тоже один пункт (за неделю). Всего в моем списке 20 пунктов.

— Планируется помесячно — какая мне разница, как росла кварплата с января по июнь, что я её платить что ли перестану?

— Есть неприкасаемые пункты — если я перерасходовал деньги на карманные расходы, я не могу взять недостающее из «кварплаты», но могу взять из «развлечения» или из «на одежду».

И это работает! :-)

Антон Шеин
30 июля 2009

Для ведения бюджета я использую такой файлик: на одном листе подряд ввожу все расходы (просто перебиваю их с чеков), а все выборки смотрю на сводных таблицах.

В них данные можно сгруппировать как угодно. Например, посмотреть по месяцам, на что я потратил сколько денег. Или где я их потратил. Или на кого. Или в какие дни недели траты самые значительные. Ну и так далее по всем полям. Причём порядок группировки полей тоже произвольный.

Но такое ведение требует дисциплины и доставляет много хлопот.

Из головы не выходит идея автоматизировать этот процесс через распознавание чеков — да вот руки всё никак не доходят.

Евгений Буланцев
30 июля 2009

Соглашусь с Александром Цебро — если подобные услуги оказывает «родной» банк, а не далёкий и загадочный mint.com, то паранойи не возникнет.

Есть вариант учёта финансов, при котором затраты не классифицируются вообще: определяется ежемесячный доход, регулярные расходы, остаток делится на четыре части — получаем норму недельных расходов (по этому принципу работают, к примеру, «4 конверта», http://www.4konverta.com/about/). С одной стороны, так не определить, на что уходит больше всего денег, с другой — постоянно знаешь, сколько ты можешь потратить. Кроме того, любому параноику проще указать свои доходы и расходы под выдуманным ником, чем отдать какому-то сайту детальную информацию о тратах со своей карточки.

Юрий Солоницын
31 июля 2009

Газ традиционно обозначается желтым цветом :-)

А если серьёзно, то таблица слишком пестрит красками. Я бы вместо окраски фона ячеек для обозначения максимальных и минимальных значений использовал цвет шрифта.

Второй вопрос, который возникает — а зачем нужна такая таблица? Чтобы выявить месяц, в котром много денег ушло на сотовые переговоры? Мне кажется, что это далеко не самая важная задача. Интереснее знать объём имеющихся в наличии средств (так, например, работает моя личная табличка такого плана).

Алексей Федоров
1 августа 2009

Михаил, затраты на газ, электричество и воду вам сократить вряд ли удастся — они определены тарифами и вашим стилем жизни (если вы всё-таки решите сократить их, то вам придётся меньше есть, жечь свечки и мыть руки «в английском стиле» :-)

Расходы на мобильник также вряд ли сократите, так как «городского у вас просто нет».

Стоит ли вообще заниматься подобными вещами?

Владимир Сахаров
5 августа 2009

У меня вот проблема всегда была в учёте средств — недавно наткнулся на http://www.drebedengi.ru — и пользуюсь им. Очень удобно — график расходов по дням, гистограмма по категориям, короче, для моих целей подходит идеально.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите о ресурсах 7 11 Практика: формулировка полезного действия 8




Недавно всплыло

1 Иногда я спрашиваю о скидке для тренировки и потому что не против шанса сэкономить 1 2 Как вы проверяете соответствие вёрстки макету 2