x
 
Антон Шнайдер
26 июня 2013

Продолжение совета об уровнях осознанности дизайнеров.



Чтобы понять, как ориентироваться в системе, приведу примеры.

Прогресс фотографа

Ребёнок. Фотографии на мыльницу дома у ковра, солнце на ладони. Фотоконтент для «Одноклассников».

Ксерокс. Фотки красивых пейзажей на говнозеркалку, «пластиковые» фотки цветов и бабочек, ретроавтомобилей на итальянских улочках и всевозможных штампов. Большая часть Инстаграма.

Задира. Фотография свадеб, репортажное фото, клипарты, съёмка товаров для каталогов и блюд для меню кафе. Любые фотографии за деньги, где предсказуемый чёткий результат стоит выше творчества.

Учитель. Фотографии в крутые глянцевые и фешн-журналы, фотография для качественной рекламы. Уважаем в профессиональном сообществе, вероятно, имеет учеников или способен обучить.

Художник. Звезда. Может взять мыльницу и сфоткать фешн на фоне ковра или натюрморт на закате. Ничего не объясняет — не может.

Портфолио дизайнера

Ребёнок. Фотографии поделок в фотоальбоме.

Ксерокс. У портфолио обязательно есть дизайн и стиль, которые мешают воспринимать работы. Может быть, это всё ещё как-то усложнённо подано, напечатано на супер-картоне или нестандартном формате. Интуитивно дизайнер чувствует, что работы слабые и разношёрстные. Выход — замаскировать их оформлением портфолио. Показывает все варианты логотипов, а не финальный, потому что сам не уверен, какой лучший. Смешивает в кучу скетчи с хорошо продуманными проектами. Это не плохо, это характерно.

Задира. В портфолио всё аккуратно по полочкам, и, главное, очень много объяснительных текстов, обязательно о том, как эффективно прошла реклама, как много он сделал для этого клиента, обязательно список клиентов, награды и грамоты, даже по незначительным поводам. Картинки часто маленького размера, типа не в картинках же дело, главное — бизнес, сервис. Нужно доказать успешность и утвердить себя как профи.

Учитель. Чистые картинки в минималистичной подаче. Если текст появляется, то понемногу и сообщает о сверхцелях. Рассказывает о том, как это важно для человечества. Показывает только лучшие или характерные для себя работы.

Художник. Обычно не нуждается в портфолио, потому что все и так знают, что он делает. Ему некогда что-то доказывать и объяснять. Но если портфолио есть, оно похоже на портфолио Учителя, разве совсем без текста.


Можно понять уровень дизайнера, буквально глядя на чистоту работы, чем чище — тем выше уровень. Чем элегантнее ходы, тем выше уровень. Напомню, элегантность — это минимум движений и максимум результата.

От Ребёнка чистоты движений ждать не будем. Ксерокс усидчив и не знает, когда остановиться,— генерирует много лишних мелочей, особенно это заметно в работах иллюстраторов, когда всё очень текстурное, пыль и гранж. Добрая половина пользователей Дриббла — Ксероксы. В рекламе грязь, это макеты, в которые умудрились впихнуть сразу несколько слоганов и визуальных шуток.

Работы Задиры уже почище, но он пока боится высказываться до конца лаконично, чтобы не быть непонятым — это же бизнес. С другой стороны, он, возможно, думает, что стал крутым благодаря трудолюбию и усидчивости, и всё ещё пытается, по старинке, углубиться в излишества.

Учитель твёрдо стоит на профи-ногах, выражается чисто, понятно и легко.

Художник пользуется инструментами и ходами всех уровней, его работа может быть визуально грязной, но у вас язык не повернётся так о ней сказать, эта грязь будет уместна и элегантна.

Существуют человеческие черты характера и образа жизни, по которым можно понять, на каком уровне находится дизайнер.

У Ребёнка полностью отсутствуют профессиональные ориентиры, в нём есть только потенция стать профи, некоторые зачатки. Чтобы Ребёнку стать Ксероксом, надо потакать его творческим наклонностям.

Ксерокс обидчив (не понимает — злится), имеет кучу всякого дизайнерского фетиша и тотема, курит, пьёт, не следит за здоровьем, ну короче, выпускник школы — студент. Углубляется в детали, усидчив. Важно, чтобы его взяли поиграть в эту игру. Сообщество, офис, корпоративы — для них.

Задира любит роскошь. У него должно быть лучше всех, так он понимает, что всё в порядке. Парится, как выглядит на встрече с заказчиком, на чём приехал, как выглядит его девушка, в каком месте проходит встреча. Очень любит троллить обидчивых Ксероксов, и вообще троллить. Не сидит на месте. На подрыве. В глазах огонь.

Учителя волнует его статус в обществе, поэтому он делает поступки «со следами» и учит. Догадывается, что крутой, но не на 100% уверен, поэтому ищет подтверждения крутости извне, делает заметные вещи и объясняет их в таком свете, чтобы было понятно, что не хухры мухры. И прав.

Художник. Отмороженый, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки. Если у него вообще есть какой-то вопрос к сообществу, то: «Почему это я крутой, а никто не восхищается?», потому что он уверен в себе на 100% и не понимает, почему он ещё что-то должен доказывать.

За выходные глянув в пару мест, я понял, что действующими лицами дизайнерской кухни являются только три центральных уровня. Нижний — зародыш и никак не влияет, а высший — дауншифтер, который вышел из системы, но действует и влияет на неё своим примером, не указывая прямо и не являясь обязательной частью системы. Он вообще может быть мёртвым, легендой.

Каждый уровень стремится на следующий и не видит через уровень, поэтому схлопывает все уровни над собой в один, не понимая различия. Ребёнок хочет уметь рисовать, как Ксерокс, и не подозревает, что на этом можно делать какой-то бизнес. Думает: «ну вот, буду дизайнером, когда вырасту». Ксерокс хочет, так же как Задира, ловко зарабатывать и быть активным, но не понимает ценностей Учителя и Художника — ему это кажется мутью. Задира хочет быть таким же уважаемым и влиятельным как Учитель, а Художников понимает как эксцентричных Учителей. Учитель восхищается летательными свойствами Художника и не догадывается, что став Художником, ты выпадаешь из бизнеса в том виде, как ты его знал раньше, и этого не вернуть.

Теперь введу в игру ещё один нюанс, который завершит систему, поможет привести примеры личностей и организаций, объяснит, как применить систему к себе и быть красавчиком на любом уровне. В следующую среду, конечно же.

Окончание совета


Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Евдокимов
26 июня 2013

Эту же самую систематику вполне можно расширить и на другие творческие профессии. Например, на программистов.

Ребёнок — начинающий программист-самоучка. Пишет сайтики на PHP или программульки на Delphi. Код единым куском, слабо структурированный, нечитабельный, с большим количеством ошибок, которые уравновешивают друг друга. Результат творчества работоспособен и даже полезен, но при попытке его хоть чуть-чуть задеть программа сразу же разваливается.

Ксерокс — к ним относится 70% населения контор, основным бизнесом которых является аутсорс или разработка продуктов. Знает основные паттерны, способен самостоятельно спроектировать простой модуль по имеющемуся ТЗ. Социален, сидит в опенспейсе, ходит в корпоративный спортзал. Работает в команде — и заботится о том, чтобы его код на .NET или Java был понятен другому члену большого и дружного коллектива, потому что в любой момент его могут снять с текущего проекта и бросить на другой. Но поставить себе задачу сам не в состоянии.

Задира. Умеет поставить задачу (как себе, так и другому программисту), умеет её достичь, умеет обосновать, почему он действует именно так. Болен перфекционизмом, но не в самой тяжёлой форме. Скорее всего наелся «корпоративной культурой» досыта, и потому работает в собственной маленькой конторе, либо помимо основной работы лидом над ксероксами фрилансит, или разрабатывает что-то опенсорсное, где может выразить себя — потому что душа требует прекрасного. Многое знает и умеет, поэтому в коллективе конфликтен. Может писать на любом языке программирования, который подходит под задачу, даже на таком, который не знает.

Учитель. Программный код, который идёт в пром, пишет редко, только самые критичные куски, и обычно код этот, на первый взгляд, полон магии, но учитель всегда может может объяснить, что в нём происходит, и почему. Обычно учитель либо программирует других программистов, как технический лид разработки, либо рисует диаграммы, по которым потом разрабатывается продукт, как архитектор продукта. В сообществе известен и уважаем, переход учителя из одной конторы в другую широко обсуждается в профессиональной тусовке.

Художник. Программист-фрик и технический гений, который сознательно ставит себя в стороне от сообщества, но при этом по воззрениям скорее коммунист. Пишет совершенно гениальные вещи, либо потрясающие своей красотой, либо, наоборот, настолько запутанные, что разобраться в них мало кто в состоянии. Таких достаточно много в опенсорсе, и они здорово портят репутацию всему движению, но при этом библиотеками их разработки не гнушаются пользоваться и крупные корпорации.

Как-то так :)

Кирилл Олейниченко
28 июня 2013

Антон, я провел опрос среди подписчиков своего дизайнерского паблика. Возможно, Вам будет интересно и/или полезно при написании следующей части: http://vk.com/wall-36209322_9626

Михаил Агафонов
2 июля 2013

Есть такая книжка по популярной психологии: «Путь мужчины от Мальчика до Мудреца», автор Павел Зыгмантович. Приведенные Антоном ступени взросления дизайнера очень похожи на путь развития мужчины, описанный в книге. Настолько, что есть даже подозрения, не читал ли Антон эту самую книгу :) Если нет — искренне рекомендую.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Окончание совета об уровнях осознанности дизайнеров 3 1




Недавно всплыло

Что за font-family? Где его взять? 2 Может быть есть возможность разбавить «боль» Синельникова «кайфом» Синельникова? 6 Задумался, как сделать такие ключи, чтобы наощупь было понятно, какой от какого замка 27 1