x
 
Антон Шнайдер
26 июня 2013


Уровни осознанности дизайнеров

Чтобы понять, как ори­ен­ти­ро­ваться в системе, при­веду примеры.

Уровни осознанности дизайнеров

Прогресс фотографа

Ребё­нок. Фото­гра­фии на мыль­ницу дома у ковра, солнце на ладони. Фото­кон­тент для «Одноклассников».

Ксе­рокс. Фотки кра­си­вых пей­за­жей на гов­но­зер­калку, «пла­сти­ко­вые» фотки цве­тов и бабо­чек, ретро­ав­то­мо­би­лей на ита­льян­ских улоч­ках и все­воз­мож­ных штам­пов. Боль­шая часть Инстаграма.

Задира. Фото­гра­фия сва­деб, репор­таж­ное фото, кли­парты, съёмка това­ров для ката­ло­гов и блюд для меню кафе. Любые фото­гра­фии за деньги, где пред­ска­зу­е­мый чёт­кий резуль­тат стоит выше творчества.

Учи­тель. Фото­гра­фии в кру­тые глян­це­вые и фешн‑жур­налы, фото­гра­фия для каче­ствен­ной рекламы. Ува­жаем в про­фес­си­о­наль­ном сооб­ще­стве, веро­ятно, имеет уче­ни­ков или спо­со­бен обучить.

Худож­ник. Звезда. Может взять мыль­ницу и сфот­кать фешн на фоне ковра или натюр­морт на закате. Ничего не объ­яс­няет — не может.

Портфолио дизайнера

Ребё­нок. Фото­гра­фии поде­лок в фотоальбоме.

Ксе­рокс. У порт­фо­лио обя­за­тельно есть дизайн и стиль, кото­рые мешают вос­при­ни­мать работы. Может быть, это всё ещё как‑то услож­нённо подано, напе­ча­тано на супер‑кар­тоне или нестан­дарт­ном фор­мате. Инту­и­тивно дизай­нер чув­ствует, что работы сла­бые и раз­но­шёрст­ные. Выход — замас­ки­ро­вать их оформ­ле­нием порт­фо­лио. Пока­зы­вает все вари­анты лого­ти­пов, а не финаль­ный, потому что сам не уве­рен, какой луч­ший. Сме­ши­вает в кучу скетчи с хорошо про­ду­ман­ными про­ек­тами. Это не плохо, это характерно.

Задира. В порт­фо­лио всё акку­ратно по полоч­кам, и, глав­ное, очень много объ­яс­ни­тель­ных тек­стов, обя­за­тельно о том, как эффек­тивно про­шла реклама, как много он сде­лал для этого кли­ента, обя­за­тельно спи­сок кли­ен­тов, награды и гра­моты, даже по незна­чи­тель­ным пово­дам. Кар­тинки часто малень­кого раз­мера, типа не в кар­тин­ках же дело, глав­ное — биз­нес, сер­вис. Нужно дока­зать успеш­ность и утвер­дить себя как профи.

Учи­тель. Чистые кар­тинки в мини­ма­ли­стич­ной подаче. Если текст появ­ля­ется, то поне­многу и сооб­щает о сверх­це­лях. Рас­ска­зы­вает о том, как это важно для чело­ве­че­ства. Пока­зы­вает только луч­шие или харак­тер­ные для себя работы.

Худож­ник. Обычно не нуж­да­ется в порт­фо­лио, потому что все и так знают, что он делает. Ему неко­гда что‑то дока­зы­вать и объ­яс­нять. Но если порт­фо­лио есть, оно похоже на порт­фо­лио Учи­теля, разве совсем без текста.

Можно понять уро­вень дизай­нера, бук­вально глядя на чистоту работы, чем чище — тем выше уро­вень. Чем эле­гант­нее ходы, тем выше уро­вень. Напомню, эле­гант­ность — это мини­мум дви­же­ний и мак­си­мум результата.

От Ребёнка чистоты дви­же­ний ждать не будем. Ксе­рокс усид­чив и не знает, когда оста­но­виться,— гене­ри­рует много лиш­них мело­чей, осо­бенно это заметно в рабо­тах иллю­стра­то­ров, когда всё очень тек­стур­ное, пыль и гранж. Доб­рая поло­вина поль­зо­ва­те­лей Дриббла — Ксе­роксы. В рекламе грязь, это макеты, в кото­рые умуд­ри­лись впих­нуть сразу несколько сло­га­нов и визу­аль­ных шуток.

Работы Задиры уже почище, но он пока боится выска­зы­ваться до конца лако­нично, чтобы не быть непо­ня­тым — это же биз­нес. С дру­гой сто­роны, он, воз­можно, думает, что стал кру­тым бла­го­даря тру­до­лю­бию и усид­чи­во­сти, и всё ещё пыта­ется, по ста­ринке, углу­биться в излишества.

Учи­тель твёрдо стоит на профи‑ногах, выра­жа­ется чисто, понятно и легко.

Худож­ник поль­зу­ется инстру­мен­тами и ходами всех уров­ней, его работа может быть визу­ально гряз­ной, но у вас язык не повер­нётся так о ней ска­зать, эта грязь будет уместна и элегантна.

Суще­ствуют чело­ве­че­ские черты харак­тера и образа жизни, по кото­рым можно понять, на каком уровне нахо­дится дизайнер.

У Ребёнка пол­но­стью отсут­ствуют про­фес­си­о­наль­ные ори­ен­тиры, в нём есть только потен­ция стать профи, неко­то­рые зачатки. Чтобы Ребёнку стать Ксе­рок­сом, надо пота­кать его твор­че­ским наклонностям.

Ксе­рокс обид­чив (не пони­мает — злится), имеет кучу вся­кого дизай­нер­ского фетиша и тотема, курит, пьёт, не сле­дит за здо­ро­вьем, ну короче, выпуск­ник школы — сту­дент. Углуб­ля­ется в детали, усид­чив. Важно, чтобы его взяли поиг­рать в эту игру. Сооб­ще­ство, офис, кор­по­ра­тивы — для них.

Задира любит рос­кошь. У него должно быть лучше всех, так он пони­мает, что всё в порядке. Парится, как выгля­дит на встрече с заказ­чи­ком, на чём при­е­хал, как выгля­дит его девушка, в каком месте про­хо­дит встреча. Очень любит трол­лить обид­чи­вых Ксе­рок­сов, и вообще трол­лить. Не сидит на месте. На под­рыве. В гла­зах огонь.

Учи­теля вол­нует его ста­тус в обще­стве, поэтому он делает поступки «со сле­дами» и учит. Дога­ды­ва­ется, что кру­той, но не на 100% уве­рен, поэтому ищет под­твер­жде­ния кру­то­сти извне, делает замет­ные вещи и объ­яс­няет их в таком свете, чтобы было понятно, что не хухры мухры. И прав.

Худож­ник. Отмо­ро­же­ный, по мне­нию осталь­ных, чело­век. Бывает сложно понять его поступки. Если у него вообще есть какой‑то вопрос к сооб­ще­ству, то: «Почему это я кру­той, а никто не вос­хи­ща­ется?», потому что он уве­рен в себе на 100% и не пони­мает, почему он ещё что‑то дол­жен доказывать.

За выход­ные гля­нув в пару мест, я понял, что дей­ству­ю­щими лицами дизай­нер­ской кухни явля­ются только три цен­траль­ных уровня. Ниж­ний — заро­дыш и никак не вли­яет, а выс­ший — даун­шиф­тер, кото­рый вышел из системы, но дей­ствует и вли­яет на неё своим при­ме­ром, не ука­зы­вая прямо и не явля­ясь обя­за­тель­ной частью системы. Он вообще может быть мёрт­вым, легендой.

Каж­дый уро­вень стре­мится на сле­ду­ю­щий и не видит через уро­вень, поэтому схло­пы­вает все уровни над собой в один, не пони­мая раз­ли­чия. Ребё­нок хочет уметь рисо­вать, как Ксе­рокс, и не подо­зре­вает, что на этом можно делать какой‑то биз­нес. Думает: «ну вот, буду дизай­не­ром, когда вырасту». Ксе­рокс хочет, так же как Задира, ловко зара­ба­ты­вать и быть актив­ным, но не пони­мает цен­но­стей Учи­теля и Худож­ника — ему это кажется мутью. Задира хочет быть таким же ува­жа­е­мым и вли­я­тель­ным как Учи­тель, а Худож­ни­ков пони­мает как экс­цен­трич­ных Учи­те­лей. Учи­тель вос­хи­ща­ется лета­тель­ными свой­ствами Худож­ника и не дога­ды­ва­ется, что став Худож­ни­ком, ты выпа­да­ешь из биз­неса в том виде, как ты его знал раньше, и этого не вернуть.

Теперь введу в игру ещё один нюанс, кото­рый завер­шит систему, помо­жет при­ве­сти при­меры лич­но­стей и орга­ни­за­ций, объ­яс­нит, как при­ме­нить систему к себе и быть кра­сав­чи­ком на любом уровне. В сле­ду­ю­щую среду, конечно же.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Евдокимов
26 июня 2013

Эту же самую систематику вполне можно расширить и на другие творческие профессии. Например, на программистов.

Ребёнок — начинающий программист-самоучка. Пишет сайтики на PHP или программульки на Delphi. Код единым куском, слабо структурированный, нечитабельный, с большим количеством ошибок, которые уравновешивают друг друга. Результат творчества работоспособен и даже полезен, но при попытке его хоть чуть-чуть задеть программа сразу же разваливается.

Ксерокс — к ним относится 70% населения контор, основным бизнесом которых является аутсорс или разработка продуктов. Знает основные паттерны, способен самостоятельно спроектировать простой модуль по имеющемуся ТЗ. Социален, сидит в опенспейсе, ходит в корпоративный спортзал. Работает в команде — и заботится о том, чтобы его код на .NET или Java был понятен другому члену большого и дружного коллектива, потому что в любой момент его могут снять с текущего проекта и бросить на другой. Но поставить себе задачу сам не в состоянии.

Задира. Умеет поставить задачу (как себе, так и другому программисту), умеет её достичь, умеет обосновать, почему он действует именно так. Болен перфекционизмом, но не в самой тяжёлой форме. Скорее всего наелся «корпоративной культурой» досыта, и потому работает в собственной маленькой конторе, либо помимо основной работы лидом над ксероксами фрилансит, или разрабатывает что-то опенсорсное, где может выразить себя — потому что душа требует прекрасного. Многое знает и умеет, поэтому в коллективе конфликтен. Может писать на любом языке программирования, который подходит под задачу, даже на таком, который не знает.

Учитель. Программный код, который идёт в пром, пишет редко, только самые критичные куски, и обычно код этот, на первый взгляд, полон магии, но учитель всегда может может объяснить, что в нём происходит, и почему. Обычно учитель либо программирует других программистов, как технический лид разработки, либо рисует диаграммы, по которым потом разрабатывается продукт, как архитектор продукта. В сообществе известен и уважаем, переход учителя из одной конторы в другую широко обсуждается в профессиональной тусовке.

Художник. Программист-фрик и технический гений, который сознательно ставит себя в стороне от сообщества, но при этом по воззрениям скорее коммунист. Пишет совершенно гениальные вещи, либо потрясающие своей красотой, либо, наоборот, настолько запутанные, что разобраться в них мало кто в состоянии. Таких достаточно много в опенсорсе, и они здорово портят репутацию всему движению, но при этом библиотеками их разработки не гнушаются пользоваться и крупные корпорации.

Как-то так :)

Кирилл Олейниченко
28 июня 2013

Антон, я провел опрос среди подписчиков своего дизайнерского паблика. Возможно, Вам будет интересно и/или полезно при написании следующей части: http://vk.com/wall-36209322_9626

Михаил Агафонов
2 июля 2013

Есть такая книжка по популярной психологии: «Путь мужчины от Мальчика до Мудреца», автор Павел Зыгмантович. Приведенные Антоном ступени взросления дизайнера очень похожи на путь развития мужчины, описанный в книге. Настолько, что есть даже подозрения, не читал ли Антон эту самую книгу :) Если нет — искренне рекомендую.

Антон Гураль
9 февраля 2017

На мой взгляд, не всё так линейно, стадийно. Всё переплетено. У китайских буддистов есть концепция того, что разные миры — простых людей, будд, животных, адских существ — все они переплетены, создавая десять тысяч разных миров. Из-за этого переплетения даже в идеальном Будде есть немного зла от мира адов, а каждый демон может стать Буддой. И в каждом художнике есть немного ксерокса, в каждом учителе — немного ребенка и немного задиры. И ребенок, устав восторженно калякать вдруг — раз — и делает такое, что учителя поражены. И задира иногда делает не ради гонорара, не ради самоутверждения, а для себя, для красоты.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что такое профессиональная этика? 6 Окончание совета об уровнях осознанности дизайнеров 3 Уровни осознанности дизайнеров 2 Где грань между «ведущим» и «просто» дизайнером? 7




Недавно всплыло

7 Как придумать название для сервиса, который станет знаменитым? 2 Типовые решения в вёрстке. Как форматировать ХТМЛ 9 Как правильно защитить свою позицию перед заказчиком, который боится «потерять» клиентов 5