Школа
Дизайн продуктов

От чего зависит успех продукта?

20 июля 2015
👁 12766   🗩8
Дизайн продуктов

От чего зависит успех продукта?

20 июля 2015
👁 12766   🗩8
А. Г.
Арт‑директор и автор учебных программ бюро
Полезно
 66
66
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Успех продукта

Успех продукта

Когда бюро открылось, мы занимались только пользовательскими интерфейсами. Тогда у меня был идеалистический взгляд на дизайн. Я вдохновлялся (и сейчас вдохновляюсь) работами и книгами прекрасных дизайнеров.

Принципы хорошего дизайна
Десять принципов Дитера Рамса дизайна продуктов «Браун»

Некоторые из принципов Дитера Рамса:

  • Хороший дизайн делает продукт полезным: продукт покупают, чтобы им пользоваться. Он должен удовлетворять определённым запросам, не только функциональным, но и психологическим и эстетическим. Хороший дизайн подчёркивает пользу продукта и оставляет без внимания всё, что могло бы от неё отвлечь.

  • Хороший дизайн делает продукт понятным: он выявляет структуру продукта. Ещё лучше — заставляет продукт ясно выражать свою функцию благодаря интуиции пользователя. В идеале — делает его самоочевидным.

  • Хороший дизайн скрупулёзен: ничто не должно остаться произвольным и случайным. Внимательностью и точностью в дизайне выказывается уважение к потребителю.

По определению интерфейс — это прослойка между объектами. Пользовательский интерфейс — прослойка между продуктом и человеком. Это то, как человек воспринимает продукт, видит, ощущает, использует. Для потребителя просто нет ничего, кроме интерфейса. Поэтому я рассуждал так: поскольку для пользователя продукт — это и есть интерфейс, дизайнер может поставить между ними знак равенства:

Если дизайн хорош, интерфейс продукта хорошо спроектирован и качественно воплощён, то и сам продукт будет успешен.

Я и сейчас готов подписаться под всеми десятью принципами Рамса. Но, к сожалению, мой идеализм на каждом шагу разбивался о правду жизни.

Успешные продукты с плохим дизайном

В мире полно коммерчески успешных продуктов с отвратительным, непродуманным, равнодушным и даже издевательским дизайном. Вы и сами их легко вспомните.

Как мы все мучались с Виндоусом лет десять назад? В Микрософте спёрли принципы графического интерфейса у Эпла, но при этом всё что можно сделали через задницу, если это слово уместно для советов. Эти желтые окошки в «трее», которые на тебя нападают: «Обнаружено новое устройство». И ты полдня ищешь драйверы. Или помните, если вынуть флешку из компьютера, Виндоус тебя обругает: «Смерд, устройство было извлечено неподобающе!» А как подобало? Нажать в микроскопическую иконку на панели:

Успех
Вот она, с зелёной галочкой

Тогда откроется окошко, в котором надо выбрать иконку, которая символизирует флешку:

Трудный выбор из одного

Если вам казалось глупо выбирать из одного элемента, ваше высокомерие наказывалось:

Какую из них собираетесь вынуть?

После непростого выбора следовало нажать: «Стоп!» До сих пор интересно, что именно «стоп»? Потом немного подождать, пока Виндоус изволят‑с, и тогда уж извлечь флешку к его, Виндоуса, полнейшему удовлетворению и к его достоинствам с надлежащим уважением.

Если вы, сегодняшние пользователи, думаете, что три клика, чтобы вынуть флешку — это ад, то я напомню ещё кое‑что. Эта микроскопическая иконка вообще не была видна на панели. Чаще всего она пряталась в выдвижном интерфейсном ящичке с кнопочкой‑стрелочкой:

Утка в зайце

Итого: прицелиться в стрелку, нажать на иконку с галочкой, найти и выбрать флешку в списке, нажать «стоп», подождать пять секунд.

Или вот ещё моё любимое: сидишь себе, работаешь, пишешь текст или дизайнишь дизайн, а Виндоус — раз на тебя с иконкой веника: «Что‑то на твоём рабочем столе слишком много иконок, неряха. Давай‑ка приведём в порядок, что расселся?»

Точно помню, что веник был

С чего, откуда, почему ему показалось, что я сейчас не слишком занят?

И это издевательство было установлено на каждом компьютере. Где были наши хипстерские «маки» десять лет назад? Да нигде (как и хипстеры).

Провалившиеся продукты с хорошим дизайном

К сожалению, не меньше примеров «прогоревших» продуктов с отличным дизайном.

Вспомним автомобили Альфа‑Ромео. В целом об их дизайне можно спорить, он довольно специфический. Но их последний седан, модель 159, выпущенная в 2005 году,— это автомобиль, который нравится всем:

Провал
Альфа Ромео 159

Возможно, это слишком смелое обобщение. Но на 159‑ю оборачиваются и пешеходы, и водители, и мальчики, и девочки. Это не роскошный автомобиль, он дешевле других своего класса. И что же? Автомобиль снят с производства, новых моделей Альфы нет уже несколько лет, концерн находится всё в том же месте, которое нельзя называть.

Такие примеры есть в практике каждого дизайнера. Проекты, в которые он вложил силы и желание сделать хорошо, которые даже спустя годы он вспоминает с гордостью, но которые оказались неуспешными и пошли ко дну. У меня они были, есть и будут.

Как же так? Неужели успех продукта не зависит от дизайна?

Не знаю как вы, а я всё равно идеалист. Когда идеалы разбиваются, нужно искать новые.

О том, как связаны продукт, его дизайн и интерфейс, и от чего же зависит его успех и провал — в следующих советах рубрики.

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн работоспособных системДизайн продуктов
Полезно
 66
66
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

На самом деле, на иконку нужно было нажимать левой кнопкой — тогда сразу открывается списочек с выбором из флешек. Если нажимать правой — то всплывает вот эта вот штуковина с кнопками Stop и т. п.

Но никто ж не догадается нажать левой кнопкой по иконке в трее :‑)

Кстати, с флешкой можно сделать проще: вывести её ярлык на рабочий стол, и перед отключением нажать на него правой кнопкой и выбрать «извлечь».

Дитер Рамс ничего не говорил о том, что хороший продукт успешен. Полагаю, речь тут скорее о личной ответственности дизайнера. Хороший дизайн необязательно делает продукт успешным, но и не успешным он его тоже не делает. Так почему бы не делать хороший продукт, без оглядки на успешность?

Вопрос личного выбора. Кто‑то делает хорошо чтобы быть успешным, а кто‑то просто из уважения к конечному пользователю.

Пётр!

На немецком плакате принципы называются «принципами Дитера Рамса дизайна продуктов Брауна», и только потом, видимо, стали называться просто принципами Дитера Рамса. А коммерческий дизайнер обязан заботиться об успехе своего продукта, если он не паразит на теле клиента.

То что дизайнеры сделали с любовью и считают хорошим дизайном, может привести к краху продукта. Безусловно, дизайн связан с успехом продукта, нужно просто знать, как.

Но я согласен с вами в отношении перфекционизма: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20121231/

На мой взгляд, два важнейших принципа коммерческого успеха в долгосрочной перспективе можно сформулировать так:
 — цена: доступность продукта в ценовом плане, дешевизна в расчете «на единицу функционала»,
 — широкие возможности по кастомизации и персонализации продукта.

Успех продукта зависит не только от того, соблюдены ли 10 принципов Рамса. Например, принцип «хороший дизайн продуман до мельчайших деталей» буквально означает, что детали потребовали много внимания и денег, они уникальны и аналогов для замены нет. Такой продукт найдёт своего покупателя, но вряд ли станет массовым и коммерчески успешным. И наоборот, автомобиль или телефон с миллионом конфигураций — товар для гиков.

Успех массового коммерческого продукта где‑то между крайностями, показанными на этой иллюстрации:

Месяц назад Альфа Ромео представила преемницу 159‑й — модель Giulia. Дизайн всё так же хорош, но автомобиль как продукт успешным опять не будет: мало дилеров и сервисных центров, стоимость на уровне немецких брендов, проблемы с качеством, низкая цена на вторичном рынке, высокая конкуренция в классе бизнес‑седанов.

В итоге Альфу можно выбрать только сердцем, когда о стоимости уже не думаешь. А если стоимость не играет значения, то можно выбирать машины из другого, более высокого класса. Мне кажется, что это и есть главная проблема марки Альфа Ромео.

Дизайн далеко‑далеко не так же хорош, Александр :‑)

Есть явления и процессы, которые нельзя или трудно учесть/спрогнозировать. Например то, что продукт появится в нужное время в нужном месте. Не всё так просто, нет рецепта успеха. Улучшение объективных параметров не панацея, но шансов прибавляет. Иногда проще думать, что это фарт :‑)

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы