x
 
Артём
20 июля 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

От чего зависит успех продукта?


Успех продукта

Когда бюро откры­лось, мы зани­ма­лись только поль­зо­ва­тель­скими интер­фей­сами. Тогда у меня был иде­а­ли­сти­че­ский взгляд на дизайн. Я вдох­нов­лялся (и сей­час вдох­нов­ля­юсь) рабо­тами и кни­гами пре­крас­ных дизайнеров.

Успех продукта

Принципы хорошего дизайна
Десять прин­ци­пов Дитера Рамса дизайна про­дук­тов «Браун»

Неко­то­рые из прин­ци­пов Дитера Рамса:

  • Хоро­ший дизайн делает про­дукт полез­ным: про­дукт поку­пают, чтобы им поль­зо­ваться. Он дол­жен удо­вле­тво­рять опре­де­лён­ным запро­сам, не только функ­ци­о­наль­ным, но и пси­хо­ло­ги­че­ским и эсте­ти­че­ским. Хоро­ший дизайн под­чёр­ки­вает пользу про­дукта и остав­ляет без вни­ма­ния всё, что могло бы от неё отвлечь.

  • Хоро­ший дизайн делает про­дукт понят­ным: он выяв­ляет струк­туру про­дукта. Ещё лучше — застав­ляет про­дукт ясно выра­жать свою функ­цию бла­го­даря инту­и­ции поль­зо­ва­теля. В иде­але — делает его самоочевидным.

  • Хоро­ший дизайн скру­пу­лё­зен: ничто не должно остаться про­из­воль­ным и слу­чай­ным. Вни­ма­тель­но­стью и точ­но­стью в дизайне выка­зы­ва­ется ува­же­ние к потребителю.

По опре­де­ле­нию интер­фейс — это про­слойка между объ­ек­тами. Поль­зо­ва­тель­ский интер­фейс — про­слойка между про­дук­том и чело­ве­ком. Это то, как чело­век вос­при­ни­мает про­дукт, видит, ощу­щает, исполь­зует. Для потре­би­теля про­сто нет ничего, кроме интер­фейса. Поэтому я рас­суж­дал так: поскольку для поль­зо­ва­теля про­дукт — это и есть интер­фейс, дизай­нер может поста­вить между ними знак равенства:

Если дизайн хорош, интер­фейс про­дукта хорошо спро­ек­ти­ро­ван и каче­ственно вопло­щён, то и сам про­дукт будет успешен.

Я и сей­час готов под­пи­саться под всеми деся­тью прин­ци­пами Рамса. Но, к сожа­ле­нию, мой иде­а­лизм на каж­дом шагу раз­би­вался о правду жизни.

Успешные продукты с плохим дизайном

В мире полно ком­мер­че­ски успеш­ных про­дук­тов с отвра­ти­тель­ным, непро­ду­ман­ным, рав­но­душ­ным и даже изде­ва­тель­ским дизай­ном. Вы и сами их легко вспомните.

Как мы все муча­лись с Вин­до­усом лет десять назад? В Мик­ро­софте спёрли прин­ципы гра­фи­че­ского интер­фейса у Эпла, но при этом всё что можно сде­лали через зад­ницу, если это слово уместно для сове­тов. Эти жел­тые окошки в «трее», кото­рые на тебя напа­дают: «Обна­ру­жено новое устрой­ство». И ты пол­дня ищешь драй­веры. Или пом­ните, если вынуть флешку из ком­пью­тера, Вин­доус тебя обру­гает: «Смерд, устрой­ство было извле­чено непо­до­ба­юще!» А как подо­бало? Нажать в мик­ро­ско­пи­че­скую иконку на панели:

Успех
Вот она, с зелё­ной галоч­кой

Тогда откро­ется окошко, в кото­ром надо выбрать иконку, кото­рая сим­во­ли­зи­рует флешку:

Труд­ный выбор из одного

Если вам каза­лось глупо выби­рать из одного эле­мента, ваше высо­ко­ме­рие наказывалось:

Какую из них соби­ра­е­тесь вынуть?

После непро­стого выбора сле­до­вало нажать: «Стоп!» До сих пор инте­ресно, что именно «стоп»? Потом немного подо­ждать, пока Вин­доус изво­лят‑с, и тогда уж извлечь флешку к его, Вин­до­уса, пол­ней­шему удо­вле­тво­ре­нию и к его досто­ин­ствам с над­ле­жа­щим уважением.

Если вы, сего­дняш­ние поль­зо­ва­тели, дума­ете, что три клика, чтобы вынуть флешку — это ад, то я напомню ещё кое‑что. Эта мик­ро­ско­пи­че­ская иконка вообще не была видна на панели. Чаще всего она пря­та­лась в выдвиж­ном интер­фейс­ном ящичке с кнопочкой‑стрелочкой:

Утка в зайце

Итого: при­це­литься в стрелку, нажать на иконку с галоч­кой, найти и выбрать флешку в списке, нажать «стоп», подо­ждать пять секунд.

Или вот ещё моё люби­мое: сидишь себе, рабо­та­ешь, пишешь текст или дизай­нишь дизайн, а Вин­доус — раз на тебя с икон­кой веника: «Что‑то на твоём рабо­чем столе слиш­ком много ико­нок, неряха. Давай‑ка при­ве­дём в поря­док, что расселся?»

Точно помню, что веник был

С чего, откуда, почему ему пока­за­лось, что я сей­час не слиш­ком занят?

И это изде­ва­тель­ство было уста­нов­лено на каж­дом ком­пью­тере. Где были наши хип­стер­ские «маки» десять лет назад? Да нигде (как и хипстеры).

Провалившиеся продукты с хорошим дизайном

К сожа­ле­нию, не меньше при­ме­ров «про­го­рев­ших» про­дук­тов с отлич­ным дизайном.

Вспом­ним авто­мо­били Альфа‑Ромео. В целом об их дизайне можно спо­рить, он довольно спе­ци­фи­че­ский. Но их послед­ний седан, модель 159, выпу­щен­ная в 2005 году,— это авто­мо­биль, кото­рый нра­вится всем:

Провал
Альфа Ромео 159

Воз­можно, это слиш­ком сме­лое обоб­ще­ние. Но на 159‑ю обо­ра­чи­ва­ются и пеше­ходы, и води­тели, и маль­чики, и девочки. Это не рос­кош­ный авто­мо­биль, он дешевле дру­гих сво­его класса. И что же? Авто­мо­биль снят с про­из­вод­ства, новых моде­лей Альфы нет уже несколько лет, кон­церн нахо­дится всё в том же месте, кото­рое нельзя называть.

Такие при­меры есть в прак­тике каж­дого дизай­нера. Про­екты, в кото­рые он вло­жил силы и жела­ние сде­лать хорошо, кото­рые даже спу­стя годы он вспо­ми­нает с гор­до­стью, но кото­рые ока­за­лись неуспеш­ными и пошли ко дну. У меня они были, есть и будут.

Как же так? Неужели успех про­дукта не зави­сит от дизайна?

Не знаю как вы, а я всё равно иде­а­лист. Когда иде­алы раз­би­ва­ются, нужно искать новые.

О том, как свя­заны про­дукт, его дизайн и интер­фейс, и от чего же зави­сит его успех и про­вал — в сле­ду­ю­щих сове­тах рубрики.

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.
Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Виктор Наумик
20 июля 2015

На самом деле, на иконку нужно было нажимать левой кнопкой — тогда сразу открывается списочек с выбором из флешек. Если нажимать правой — то всплывает вот эта вот штуковина с кнопками Stop и т. п.

Но никто ж не догадается нажать левой кнопкой по иконке в трее :-)

Михаил Тучин
20 июля 2015

Кстати, с флешкой можно сделать проще: вывести её ярлык на рабочий стол, и перед отключением нажать на него правой кнопкой и выбрать «извлечь».

Пётр Москалёв
20 июля 2015

Дитер Рамс ничего не говорил о том, что хороший продукт успешен. Полагаю, речь тут скорее о личной ответственности дизайнера. Хороший дизайн необязательно делает продукт успешным, но и не успешным он его тоже не делает. Так почему бы не делать хороший продукт, без оглядки на успешность?

Вопрос личного выбора. Кто-то делает хорошо чтобы быть успешным, а кто-то просто из уважения к конечному пользователю.


20 июля 2015

Пётр!

На немецком плакате принципы называются «принципами Дитера Рамса дизайна продуктов Брауна», и только потом, видимо, стали называться просто принципами Дитера Рамса. А коммерческий дизайнер обязан заботиться об успехе своего продукта, если он не паразит на теле клиента.

То что дизайнеры сделали с любовью и считают хорошим дизайном, может привести к краху продукта. Безусловно, дизайн связан с успехом продукта, нужно просто знать, как.

Но я согласен с вами в отношении перфекционизма: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20121231/

Сергей Якунин
20 июля 2015

На мой взгляд, два важнейших принципа коммерческого успеха в долгосрочной перспективе можно сформулировать так:
 — цена: доступность продукта в ценовом плане, дешевизна в расчете «на единицу функционала»,
 — широкие возможности по кастомизации и персонализации продукта.

Успех продукта зависит не только от того, соблюдены ли 10 принципов Рамса. Например, принцип «хороший дизайн продуман до мельчайших деталей» буквально означает, что детали потребовали много внимания и денег, они уникальны и аналогов для замены нет. Такой продукт найдёт своего покупателя, но вряд ли станет массовым и коммерчески успешным. И наоборот, автомобиль или телефон с миллионом конфигураций — товар для гиков.

Успех массового коммерческого продукта где-то между крайностями, показанными на этой иллюстрации:

Александр Лукин
20 июля 2015

Месяц назад Альфа Ромео представила преемницу 159-й — модель Giulia. Дизайн всё так же хорош, но автомобиль как продукт успешным опять не будет: мало дилеров и сервисных центров, стоимость на уровне немецких брендов, проблемы с качеством, низкая цена на вторичном рынке, высокая конкуренция в классе бизнес-седанов.

В итоге Альфу можно выбрать только сердцем, когда о стоимости уже не думаешь. А если стоимость не играет значения, то можно выбирать машины из другого, более высокого класса. Мне кажется, что это и есть главная проблема марки Альфа Ромео.


20 июля 2015

Дизайн далеко-далеко не так же хорош, Александр :-)

Камиль Миндубаев
21 июля 2015

Есть явления и процессы, которые нельзя или трудно учесть/спрогнозировать. Например то, что продукт появится в нужное время в нужном месте. Не всё так просто, нет рецепта успеха. Улучшение объективных параметров не панацея, но шансов прибавляет. Иногда проще думать, что это фарт :-)


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

10 дизайнерских товаров японских студий 2 10 дизайнерских товаров японских студий 1 10 дизайнерских товаров японских студий Принцип последней мили в интерфейсах




Недавно всплыло

Хочу научиться сторителлингу 12 Как найти себе замену 1 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2