Школа
Текст

Можно ли применить инфостиль для текстов на ютубе?

Я обратил внимание, что речь ведущих на коммерческих ютуб каналах (где говорящая голова пересказывает переводы с реддита) напоминает копирайтинг до инфостиля. Используются клише типа «столбик термометра», «братья наши меньшие», «бытует мнение». Я полагаю, что владельцам канала нужно, чтобы видео было определённой длины, и авторы текста таким образом ее увеличивают, как было раньше с копирайтерами.

Сергей Ефимов
5 янв 2025
👁 1488  
Текст

Можно ли применить инфостиль для текстов на ютубе?

Я обратил внимание, что речь ведущих на коммерческих ютуб каналах (где говорящая голова пересказывает переводы с реддита) напоминает копирайтинг до инфостиля. Используются клише типа «столбик термометра», «братья наши меньшие», «бытует мнение». Я полагаю, что владельцам канала нужно, чтобы видео было определённой длины, и авторы текста таким образом ее увеличивают, как было раньше с копирайтерами.

Сергей Ефимов
5 янв 2025
👁 1488  
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

В «Ютубе» мы имеем дело с устным текстом. У него есть особенности, которые проще понять в сравнении с письменным текстом.

Необходима избыточность. Когда человек воспринимает текст на слух, он должен одновременно и слушать, и обрабатывать. Поэтому устный текст может быть избыточным и водянистым: если ты вдруг что‑то прослушал, ты нагонишь. Если устный текст будет слишком плотным, зрителю придётся напрягаться и ловить каждое слово.

Письменный текст может быть намного плотнее и суше, потому что человек сам определяет темп и порядок чтения. Если что‑то непонятно, он может перечитать.

Невозможно искать. По письменному тексту человек прыгает глазами, куда ему нужно: по началам абзацев, по предложениям, в начало, конец, по заголовкам и подписям. А в устном тексте этих инструментов нет, поэтому нужно добавлять маркеры структуры: «во‑первых», «таким образом», «что мы имеем в итоге» и подобные. Маркеры должны быть жирные такие, конкретные, заметные, чтобы человек настроился: «Так, сейчас будут выводы»; «О, началась новая мысль».

Задача — отвлекаться. Письменный текст чаще нужен для решения прагматических задач: например, получить ответ на вопрос. Читатель сосредоточен и быстро всё находит. А развлекательная программа в «Ютубе» не для этого: она нужна, чтобы отвлечься. Там речь уже не носитель информации, а перкуссионный инструмент: что‑то чирикает и интонирует, музыкально так. Это приятно слушать. У письменного текста такой задачи обычно нет.

А вот если вы посмотрите видеоинструкуию, и там будут все эти «столбики термометра» и «братья наши меньшие», то вас это будет злить: вы пришли за информацией, а вам льют воду. В видеоинструкции ты как раз хочешь структуру, больше похожую на письменный текст. Там должно быть деление по главам, минимум воды, максимум практики. В развлекательных видео это не нужно.

Короче: сам по себе сухой информативный тексте не нужен, это инструмент для решения определённой задачи — чтобы читателю было легко находить информацию. Поэтому стиль и называется информационным. Когда такой задачи нет, нужны другие инструменты.

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы