Артём Поликарпов, предложивший аббревиатуру «Ресурс» для революционной системы управления рабочим временем, пришёл работать в бюро сразу после объявления революции. Он самый показательный пример «Ресурса» в деле: живёт в Боровичах, ведёт городской блог «Бороборо», весной и осенью уезжает на несколько месяцев в турне с вокальным ансамблем по Европе. И при этом выполняет в срок работу штатного веб‑технолога. Кстати, работы для технологов у нас очень много.

Дизайнер Илья Бирман работал с нами в Челябинске по принципам «Ресурса» задолго до того, как мы их сформулировали.

Когда год назад мы объявили об отмене рабочего графика, мне написали сразу двое директоров компаний с пророчествами скорого апокалипсиса. Владельцы и менеджеры фирм, с которыми я общался, высказывали предположение, что система работает у нас, потому что мы «творческие люди». Другие были уверены, что система выглядит интересно и правильно, но именно у них не сработает. Любопытно, что американский прародитель «Ресурса» — ROWE (results oriented working environment) — впервые внедрён в компании «Бест‑бай» в 50 000 сотрудников.

Обычно первая реакция руководителя, которому всерьёз предлагают отменить рабочее время,— агрессия, страх или насмешка. Современный офис работает по принципу фабрики начала века: если рабочий на месте, конвейер работает. Если сотрудник в «кубике», вероятно, он занят делом из страха проверки. Начальник не доверяет подчинённому, подчинённый — ребёнок. Если не следить за ребёнком, он перестанет делать уроки. Если сотрудник под рукой, его всегда можно о чём‑то спросить.

Но это самообман. Современные средства связи (интернет, вайфай, почта, Скайп, Бейскемп, Дропбокс) не требуют присутствия в конкретном «кубике» или вообще за рабочим столом — продуктивно можно поработать и в кафе.

Как можно быть уверенным, что сотрудник занят делом в рабочее время, даже если он постоянно на месте? Поинтересуйтесь, на какое время приходится основная доля трафика Одноклассников.ру. Учёт рабочего времени, «человеко‑часы» — самый грандиозный самообман, на который добровольно идут клиенты, исполнители и их сотрудники.

Самый главный ложный аргумент — физическая доступность коллеги. Если человек всегда рядом и его можно о чём‑то спросить, это вызывает иллюзию постоянной коммуникации. Эта иллюзия приводит к неполноценному обмену информацией в проекте. Снижается требовательность к себе, и в некоторых случаях ценных сотрудников начинают использовать вместо гугля и википедии. В «Ресурсе» нельзя быть даже уверенным, что ты дозвонишься сотруднику в любое время (он может быть на встрече или в кино). Поэтому качество постановки задачи и любого общения возрастает в разы.

Революционность «Ресурса» заключается только в смене отношений между руководителем и подчинённым. Это не «родитель» и «ребёнок», а двое взрослых достойных людей. В «Ресурсе» было бы оскорбительно со стороны начальника даже отпустить коллег домой пораньше.

Конечно, для этого надо брать на работу взрослых людей — не по возрасту, а по поведению. Один из неожиданных побочных эффектов «Ресурса» — те, кому скучно и нужна палка, вылетают через неделю. Насколько система мягка к процессу, настолько она жестка и требовательна к результатам.

Ещё важный момент — «Ресурс» не имеет никакого отношения к фрилансу. «Фрилансер» — запрещённое в бюро слово. Команде фрилансеров нельзя поручить сколько‑нибудь серьёзный проект.

В заключение приведу конспект тезисов «Ресурса», с которыми мы знакомим всех новичков. В целом они повторяют принципы ROWE, опубликованные в книге «Why Work Sucks and How to Fix It».

В центре системы — понятие «отстоя» и борьба с ним. «Отстой» — это когда вы приходите на работу в три часа дня и надеетесь проскользнуть незамеченным. Или опаздываете на собрание, и кто‑нибудь из коллег шутит: «Смотрите, кто пришёл!». Или придумываете простуду, чтобы не прийти на работу. «Отстой» вызывает комплекс «я плохо работаю и неэффективен», пустые траты рабочей энергии.

Примеры отстоя в рабочих разговорах:

  • «А ты где?» (по телефону опаздывающему сотруднику)

  • «Это Макс так по телефону сказал»

  • «Это Таня так письмо написала»

  • «А я говорил, что так будет»

  • «А почему ты опять по ночам работаешь?»

  • «Хорошо, что ты к нам присоединился» (при опоздании)

  • «У нас не принято уходить в 23:00 в ночь перед дедлайном» (сотруднику с синяками под глазами, работающему с девяти утра)

Скрытый смысл отстоя:

  • «Ты недостаточно посвящаешь себя работе»

  • «О тебе судят по количеству часов на работе»

  • «Ты не умеешь работать»

  • «Тебя нельзя оставить без присмотра»

  • «Тебя не за что уважать»

Ресурс возвращает назад жизнь, время и самоуважение.

Правильный подход

  • «Давайте перестанем тыкать пальцами и решим проблему»

  • «Никакой офисной политики, в том числе с клиентами»

  • «Нет времени на эту херню, давайте займёмся делом»

  • «Нет отстою»

Каждый здесь — взрослый. Если вы жаворонок, не надо притворяться, что вы работоспособны после трёх часов дня. Время ваше, управляете им вы только сами. Хотите есть — ешьте, спать — спите.

Принципы «Ресурса»

  1. Приехать в три часа — не опоздание. Уйти в три часа — не рано.

    Разве не надо предупреждать? — Нет.

    Вопросы «ты куда» и «когда будешь в бюро» — личные, это вопросы о времени.


  2. Нормально пойти в магазин в среду утром, в кино во вторник днём или поспать после обеда в четверг.

    «Что если вы кому‑то нужны, когда вы в кино?»

    Мы слишком привыкли полагаться на присутствие человека, из‑за этого наши коммуникации малоинформативны.

    Какая разница, на встрече или в кино? Только в социальной приемлемости.


  3. Бесконечный отпуск, если дело сделано.


  4. Больше нет рабочего дня и количества часов.

    Это не гибкий график, а отсутствие графика.


  5. Работа — не место, а дело.

    Работайте дома или в Шоколаднице.

    Скайп, провода, интернет, гоняем биты — зачем прибивать себя к стулу?

    «Я хочу ходить на работу с 9 до 6» — отлично. Только это делается ради себя и личных результатов.


  6. Работать как хочешь.

    На прогулке, ночью.

    Это не значит, что клиентам не нужно отвечать вовремя. Систему нельзя использовать, чтобы не делать работу.


  7. Любая встреча необязательна.

    Каждый имеет право спросить, зачем его приглашают. 


  8. Никаких авралов в последнюю минуту.


  9. Не тратить свое и чужое время на херню.

    Если видите, что вас просят сделать херню — скажите об этом.

    Встречи необязательны — значит, сами расставляете приоритеты.

    Если очень‑очень надо найти человека — есть телефон, почта, тутти (бюрошный Бейскемп) и собственный мозг (чтобы решить задачу самостоятельно).

    Каждый делает результаты своей работы видимыми и доступными.


  10. Никто не судит, как вы тратите время.

    Имеют значение только результаты.

    В «Ресурсе» очень важна тщательная постановка задачи.

    Эффективная коммуникация, технический прогресс (в бюро главное средство общения — скайп).


  11. Никто не говорит и не показывает, как много часов он работает.


  12. Никакого чувства вины.


  13. Каждый день — суббота.

    Суббота — ни фига не выходной, всегда есть домашние дела, но они не напрягают, потому что их планируете сами.


Из всего этого вытекают частные принципы работы над повседневными задачами:

  • а) У любой задачи есть цель в виде чётко описанного результата и срока. Если вы не знаете одного или другого, значит, вы по определению цели не достигнете. Следовательно, вы должны уточнить задачу сами, а также лично убедиться в её реалистичности.

  • б) Поскольку все задачи у нас коллективные (как минимум, в паре с Артёмом), вы делаете видимыми промежуточные результаты работы. Все утверждённые картинки и результаты текущего дня должны жить на «тутти».

  • в) Если возникает проблема со сроками и качеством — сообщите о ней заранее, пока её ещё можно решить. Не будьте тщеславны и самонадеянны.

  • г) Раньше здесь был пункт про внутренние дедлайны. Больше внутренних дедлайнов нет, есть только «гвозди для гусеницы» — промежуточные сроки.

Личная эффективностьБюроОрганизация студииСистема «Ресурс»С чего начать
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы