Саша!

Для меня один из самых важных принципов переговоров (да и жизни) — это право на «нет». Это право священно. Если подруга не хочет работать с заказчиком, она может не работать. Вот всегда есть такая возможность, даже в последний день проекта и при подписанном договоре. Я специально обостряю, потому что очень многие в принципе не допускают мысли об отказе и превращаются в рабов.

Разумеется, следующий вопрос — какие последствия. Что произойдёт, если сказать «нет»? Как это отразится на отношениях и репутации? Сколько вы потереяете денег, времени, нервов?

Насколько я понял, заказчик знал, что у подруги нет ИП, и согласился перевести предоплату. Если теперь он говорит, что надо ИП, подруга может смело сказать, что она не планирует заводить ИП. Если заказчик не видит другой возможности перевести деньги, то она, к сожалению, вынуждена отказаться от проекта. С точки зрения этики проблем нет.

Но мне не нравится такая отговорка. Представьте, что заказчик тут же говорит: «Да чёрт с ним, с ИП, действительно, чё это я, — мы же так не договаривались. Вот предоплата наличными». И что подруге делать? Браться за неприятный проект?

Мой совет — не юлите. Говорите прямо: «К огромному сожалению, у меня изменились обстоятельства. Я не могу начать работу над проектом. Я понимаю, что это неожиданно и нарушает ваши планы — мне очень жаль, что так получилось. Простите, пожалуйста».

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы