Предлагаю уважаемым советчикам потренироваться.

Я люблю повторять, что для решения задачи нужно сформулировать полезное действие, и только потом придумать инструмент, который будет его достигать.

Кажется, понять цель проще, чем придумать решение. Но по моему опыту с дизайнерами, сформулировать пользу не так просто. В совете об образовании в работоспособных системах я пишу, что людям проще думать уже существующими объектами:

«Человеческая инертность — барьер для нового. Если инженер улучшил невидимый узел машины, но при этом изменил его принцип работы и внешний вид до неузнаваемости, машине всё равно — она просто лучше работает. Если дизайнер придумал эффективное, но неожиданное решение повседневной человеческой задачи, потребители могут оказаться неготовы к непривычному продукту».

В голове дизайнера существующий инструмент точно так же связывается с его пользой. Если дизайнер видит гвоздь — думает о молотке. В лучшем случае дизайнер назовёт полезное действие: «удар чем‑то тяжёлым и твёрдым». Но стоит пойти дальше, задавая себе вопрос «зачем» и получить по цепочке совсем разные результаты:

  • удар → забивание гвоздя → красивая картина на стене → радость для глаз

  • удар → забивание гвоздя → скрепление досок веранды → место для отдыха

  • удар → убийство → наследство → богатство

Каждая из этих «польз» может быть достигнута по‑разному, и молоток будет не самым лучшим. Но чаще всего дизайнер имеет дело с существующими предметами, продуктами и системами. И если стоит задача улучшить молоток, мы точно так же должны понять для чего — то есть сформулировать полезное действие существующего инструмента. В этом я и предлагаю сегодня попрактиковаться.

Хочу обратить внимание на подводный камень. Многие предметы с течением времени обрастают дополнительными ценностями для своих хозяев, которые не предусматривал создатель и часто неочевидны для создателей новых продуктов на замену. Для чего нужна ножка бокала? Любители вина находят в привычной ножке множество незаметных, но важных достоинств: спасает от отпечатков пальцев, защищает от нагрева, не мешает звону стекла при тосте, не дают рукам закрыть вино на просвет. Возникает целая шкала полезного действия:

⌘(ножка бокала) = чистота, взгляд на просвет, уменьшение теплообмена, звон

Кроме того, польза продукта бывает не только для потребителей, но и его создателей, и это необязательно доход. Для чего нужен Айтюнс? Изначально это программа каталогизации музыки, её польза — поиск и проигрывание МП3‑файлов пользователя. Но для Эпла он стал источником доходов от продажи музыки, идеологическим мостиком в мир Виндоуса и, конечно, универсальным платёжным средством — прообразом Эпл‑пея:

⌘(Айтюнс) = плеер, каталог, магазин, мостик к писюкам, платежи в один клик

Предложите в комментарии свою формулировку полезного действия или действий для следующих продуктов:

  • Микрософт Проджект

  • Редимаг

  • Бейскемп

  • Дроплер

  • Главред

Будет здорово, если вы дадите пояснения и отдельно уточните, на какие группы людей направлена конкретная польза. Ещё лучше, если вы назовёте не только существующее полезное действие, но и будущее.

Лучшие решения открою вечером вторника — пока тоже только в старом дизайне.

Новые советы по приглосам

Кстати, новый дизайн советов доступен по приглашениям. Каждый приглашённый, в свою очередь, получает два приглашения. Старый дизайн остаётся доступен. Спрашивайте у знакомых в Клубе уважаемых советчиков или оставьте свой адрес на странице анонса новых советов.

Дизайн продуктовДизайн работоспособных системПолезное действие
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы