x
 
Андрей Бушмакин
12 января 2013

Здравствуйте, Владимир.

Хочу поинтересоваться, каким образом может защитить себя фрилансер от недобросовестных клиентов и других неурядиц, являясь физическим лицом. Как правильно составить договор?

Простите за такой неясный вопрос, так как не знаю как грамотнее сформулировать, ибо в данной теме несведущ. Спасибо.



Для начала убедитесь, что в договоре определены существенные условия. При их отсутствии договор считается незаключённым. В этом случае исполнитель не будет обязан выполнить работы, а заказчик — их оплатить.

Статья
167, 168 ГК

Для разных договоров законом предусмотрен разный набор существенных условий.

432·1 ГК

Пример из дизайнерской практики — договоры подряда, они же — договоры выполнения работ. К их существенным условиям относятся содержание, объём и сроки выполнения работ. Обязательная форма — простая письменная, не требующая государственной регистрации и нотариального удостоверения.

Порядок сдачи-приёмки работ, предъявления и направления претензий, пункты о конфиденциальности, об обстоятельствах непреодолимой силы, об охране персональных данных и о взаимной ответственности сторон обязательными условиями, как правило, не являются. Но их наличие в тексте крайне желательно, это позволит избежать взаимного непонимания и, как следствие, каких-либо договорных споров.

Например, после прочтения договора не должны возникать вопросы «как клиент вправе использовать паспортные данные фрилансера», «по какому почтовому адресу клиент должен прислать фрилансеру оригиналы актов», «применимо ли к договору право Британских Виргинских островов» и «считается ли нашествие пришельцев форс-мажором».


P. S.
Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Евгений Ширин
12 января 2013

Кое-какие практические советы:

1. Составьте основной договор, где будут прописаны общие условия. Описание работ оформляйте приложениями, которые ссылаются на основной договор. При длительном сотрудничестве подобный подход существенно экономит время и бумагу :-).

2. В предмете договора (приложения) пишите: «услуги по выполнению таких-то работ», а не «выполнение таких-то работ». Это связано с налогами, лицензиями и прочими документами. Например, для «выполнения размещения сайта (хостинга)» нужна лицензия на телематические услуги, а для предоставления услуг по размещению сайта лицензии не нужно, т. к. вы можете сработать как агент.

3. В приложении максимально чётко и подробно опишите порядок выполнения работ. Основной акцент сделайте на случае, если заказчика не удовлетворит результат. Сколько допускается дизайн-концепций, сколько корректировок, что будет, если ни один из предложенных вариантов не устраивает клиента и т. д.

4. Указывайте сроки поэтапно, с привязкой к конкретным точкам договорённостей с заказчиком и времени оплаты. Т. е. не «срок разработки фирменного стиля 30 рабочих дней (р. д.)», а «разработка ТЗ. в течение 3 р. д. с момента заполнения анкеты и перечисления предоплаты; разработка дизайн-концепции логотипа в течение 7 р. д. с момента утверждения ТЗ; доработка логотипа в течение 5 р. д. с момента утверждения концепции т. д.».

5. Пропишите этапы платежей с привязками к конкретным результатам работы.

6. Укажите срок, в течение которого заказчик должен утвердить работу или внести пожелания. Если по прошествию указанного срока реакции от заказчика не последовало, то этап считается автоматически утверждённым.

7. Ставьте жёсткие сроки предоставления заказчиком информации. Я обычно прописываю, что если заказчик просрочил свои обязательства более, чем на 15 р. д., то мы вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без возвращения предоплаты, плюс заказчик обязан выплатить штраф в размере 50 % от оставшейся суммы.

Советую заключать максимально жёсткие договоры. При этом не забывайте, что в большинстве случаев договор — это формальность. Гораздо эффективнее решать текущие вопросы в рамках «человеческого общения», а не «по пунктам бумажек».

Жёсткий договор — это не более, чем страховка на случай, если переговоры зашли в тупик и вопрос может быть решён только в судебном порядке. За 10 лет работы у меня ни разу не возникало подобных ситуаций :-).

Сергей Конаков
12 января 2013

Если в договоре написано примерно так:

«Наименование услуги: администрирование технологических платформ. Контролируемый параметр качества услуги: доступность функционала технологических платформ. Требуемое значение контролируемого параметра: 97 % в год.

Рассчитывается, как процент времени, когда функционал был доступен, от общего времени (1 год).»

Я считаю, что тут не определены существенные условия, потому что с такими формулировками в принципе невозможно определить, была услуга оказана правильно или неправильно. Как это выглядит для юриста?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Тайные знания об НДА Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1 Какую лицензию нужно покупать, чтобы использовать шрифт в стикерпаке для Телеграма? Где я могу найти информацию об использовании шрифта Bell MT Bold в логотипе?




Недавно всплыло

Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1 1 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1